Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



Как делают халтурные методики обучения


Оставим сейчас в покое сугубо коммерческий продукт, этакий учебный гербалайф, создаваемый с единственной целью: «развести на бабки» ленивых и нелюбопытных. С его изобретателями все ясно. Удивляет другое: количество бескорыстных энтузиастов, полностью уверенных, что изобрели универсальную методику.

Хорошо, если это учителя, пытающиеся обобщить свой многолетний опыт, или филологи, тоскующие по преподавательской работе. Хуже, если некто самостоятельно выучил (или думает, что выучил) иностранный и спешит передать свой драгоценный опыт другим. Или просто считает, что раз худо-бедно знает язык, значит, умеет его преподавать.

Такие чудики прежде тщетно обивали пороги редакций учебной литературы. А то, что их чаще всего «тащили и не пущали», объясняли косностью методистов, не желающих никаких нововведений. С появлением общедоступного Интернета и неограниченных возможностей «самсебяиздата» бурный поток непрофессиональных методических опусов, советов, рекомендаций хлынул «в народ», преспокойно обтекая все препятствия.

Среди предложений попадаются совершенно смехотворные. Например, непонятно, кому может помочь следующий набор рекомендаций:

  1. Концентрация внимания для запоминания слов из небольшого словаря со скоростью 200 слов в час в течение 10 часов;
  2. Рациональный подход к освоению материала из учебника;
  3. Правильный подход к выучиванию текстов;
  4. Закрепление материала практикой».
Или еще хлеще:

«Идея основана на вспоминании информации из предыдущих жизней. Вполне вероятно, что в предыдущих жизнях вы могли проживать в стране, язык которой изучаете в текущей реинкарнации. Освоив техники медитации и составив соответствующую программу, возможно, удастся вспомнить многое из того, чего вы никогда не знали...»

Такие дивные «разработки» можно встретить, например, на сайте www.anriintern.com, на форуме которого активно общаются желающие поделиться методическим опытом. Нет, не думайте, там не одни только глупости, есть и вполне разумные соображения. А вообще, все, что происходит на этом сайте, - прекрасное зеркало состояния изучения иностранного языка в России на сегодняшний день. И нечего на это зеркало пенять...

Зачем их изобретают?

Как правило, занимаются этим люди, так или иначе пострадавшие от традиционных методик, плохих учителей и т.п. Люди, так и не уяснившие себе, почему они должны учиться так, а не иначе. Поэтому каждый прием, отличающийся оттого, что было написано в их школьных учебниках, уже кажется им верхом новизны и панацеей от всех трудностей.

Но источник радости первооткрывателя всего-навсего методическая неграмотность. Такие способы изучения языка, как перебирание карточек со словами, слушание и заучивание песен, придумывание историй со словами, которые нужно выучить, - все это применяет на занятиях любой приличный учитель, причем тогда, когда это уместно. Ни один из этих приемов не является универсальным. Например, для человека, лишенного музыкального слуха, песни - пустой звук. Тот, у кого не слишком хорошо развито воображение, едва ли сумеет придумать запоминающуюся историю и т.п.

Такие же соображения о непригодности общепринятых пособий и методов, а также стремление облегчить бедным студентам процесс обучения, по всей видимости, движут теми, кто претендует на изобретение целостной методики, охватывающей все аспекты языка. Но это редко кому удается.

Как правило, вся «новизна» состоит в том, что автор, изо всех сил стараясь сделать объяснения понятнее, либо сбивается на разухабистый стиль, создавая произведение из серии «занимательное языкознание» (М. Голденков, В. Шеварденидзе и др.), либо ex cathedra прописные истины, о том, например, что знать вспомогательные глаголы очень важно (Д. Осечкин). А на деле это тот же старый «Бонк», только в ухудшенном исполнении.


Хельга О'Брайен, По методу Самоделкина, журнал "Обучение за рубежом", 2002 г., N 7-8, с. 40-41.


Рекомендация Редактора сайта - см. также обзор: Викентьев И.Л., Тенденции развития тренингового рынка: типичные проблемы и возможные решения.


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Публикации на аналогичную тему:

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian