Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



Дама за партой: женский взгляд на профессиональное развитие


Конференция "Супермаркет тренингов и семинаров", г. Екатеринбург, 28 сентября 2007 г.

 Автор: Макатрова Надежда Сергеевна,
г. Москва
Сайт: http://www.womania.ru

«С праздником вас! С 1 сентября! С Днем знаний!» - эти поздравления каждый из нас принимал за свою жизнь как минимум десяток раз, а некоторые и два десятка. Вот только по-настоящему праздничным и радостным это день был у многих лишь однажды - в первом классе, да и то не у всех. Гораздо чаще приближение первого осеннего дня влекло за собой грустное ощущение безысходности: «Опять… Как неохота!» Правда, радовала встреча с друзьями, с которыми не виделись все лето.

Казалось бы, со школьниками все понятно: им бы побегать, погулять, а не за партой сиднем сидеть. У студентов тоже веские причины: любовь, спорт, клубы и театры, активная студенческая жизнь, первые заработки. Но взрослые-то люди прекрасно понимают, что обучение кадров – это повышение квалификации, а повышение квалификации – это возможность сделать карьеру и повысить зарплату. Ан, нет! Новость о том, что руководство приняло решение провести обучение сотрудников, будит в душе привычное: «Опять… Как неохота!» Конечно, не всегда и не у всех. Но у многих и довольно часто. Странно, не правда ли?

Поведение женщин и «женские эффекты»

Весной-летом 2007 г. авторами было проведено исследование по теме «Управление женскими коллективами» , одно из направлений которого касалось обучения женщин и их профессионального развития. Многие респонденты говорили о том, что женщины менее активны в получении новых знаний и навыков, карьера для женщин менее значима, чем для мужчин, поэтому заставить их учиться труднее. Работающие женщины и так все время жалуются на нехватку времени на дом и семью, а тут еще учеба и, не дай Бог, домашнее задание.

В то же время респонденты отмечали, что в аккуратности, тщательном и ответственном подходе к делу и стремлении выполнить работу «на отлично» женщины превосходят мужчин. Почему же так неохотно усаживаются дамы за парту и не жалуют корпоративное обучение? Ведь не секрет, что в какую-нибудь студию художественной фотографии, вязания крючком, экстремального вождения, актерского мастерства или ландшафтного дизайна женщины всех возрастов ходят охотно, по 2, а то и по 3 раза в неделю, да еще платят за это деньги. Причем они стараются не опаздывать и не пропускать занятия, аккуратно выполняют все задания, а потом взахлеб рассказывают домашним о том, как здорово у них на уроках. «Так это же для себя!» - возразит кто-то. А повышение квалификации разве не для себя? Или это другое?

Оказывается, виной всему целый ряд причин, а точнее «женских эффектов», проявляющихся в зависимости от корпоративной культуры, особенностей коллектива и подходов к обучению женщин1. Мы рассмотрим наиболее характерные «женские эффекты», с которыми может столкнуться руководство компании при планировании и проведении обучения своих сотрудниц. Речь пойдет о том, как учитывать «женские штучки» в процессе мотивации, при построении учебных курсов, оценке результатов и применении полученных знаний.

Не хочу учиться, хочу … отпроситься.

Если спросить прекрасную половину сотрудников об их отношении к профессиональному обучению, то большинство ответит, что это важно и полезно. Однако конкретный призыв поучиться здесь и сейчас (или хотя бы на следующей неделе) обычно вызывает негативную реакцию. В основе такого противоречивого поведения женщин лежат две женские особенности: приоритет семейных ценностей и стремление к поддержанию стабильности, которые проявляются в эффектах с символичными названиями: «на двух стульях» и «нас и здесь неплохо кормят».

Многие работающие женщины в глубине души испытывают угрызения совести из-за недостаточного внимания к близким, даже если вечерами они исправно варят супы, пекут пироги и тянут на себе всю домашнюю работу: без мамы/жены дома пусто и неуютно. Это касается и тех сотрудниц, которые любят свою работу и считаются трудоголиками. И если к привычному ритму работы женщина так или иначе приспосабливается, то появление в ее рабочем графике учебных занятий вносит дисбаланс в установившийся порядок. Ведь есть еще детские болезни, пожилые родители, школьные собрания и прочие «сюрпризы», из-за которых время от времени приходится отпрашиваться, а тут – тренинги. Обучение становится для женщины еще одним объектом, требующим ее внимания, которого и так на всех не хватает. А учеба, проводимая в вечернее время или выходные дни, наряду с домашним заданием расценивается как злодейство. Не будем обсуждать, правильно это или неправильно. Факт в том, что изменить эти социальные установки крайне трудно. Намного эффективнее к ним приспособиться. Как? Рассмотрим чуть позже.

Другая причина прохладного отношения к корпоративному обучению со стороны женщин заключается в природном консерватизме. Женщины в большинстве своем не любят рисковать и ценят то, что есть. Не имея четких гарантий, какую конкретно выгоду они получат от обучения и получат ли они ее вообще, сотрудницы не склонны растрачивать дефицитные силы, время и нервы «на авось».

Эффект
Описание
Проблема для организации
Эффект «на двух стульях»Боязнь женщины потерять звание хорошей матери и любящей жены из-за повышенного рвения к работе, стремление успеть везде и никого не обидетьИзбежание учебы как лишней нагрузки (особенно в выходные дни, вечера и с домашними заданиями)
Эффект «нас и здесь неплохо кормят» Нежелание тратить дополнительные силы ради чего-то хорошего в будущем, если и сейчас ситуация в принципе устраиваетГотовность отказаться от карьерных возможностей, лишь бы не учиться (если требуются дополнительные усилия)


Что делать? Есть разные способы уменьшить влияние описанных «женских эффектов» и повысить интерес сотрудниц к учебным процессам, отметим некоторые из них. Если в рабочем коллективе много сотрудниц с детьми, целесообразно:

1. Вводить интернет–обучение или комбинировать разные формы обучения таким образом, чтобы женщина сама выбирала удобное время для занятий, но жестко зафиксировать сроки зачетов / аттестаций.

2. Проводить обучение в рабочее время, объяснив предварительно, как предполагается совместить работу и учебу, как изменятся планы результативности и каковы приоритеты компании.

3. Подготовить качественный раздаточный материал, который можно почитать дома или по дороге на работу.

4. Помочь сотрудницам с решением бытовых проблем. Например, некоторые компании создают корпоративные детские сады, помогают с поиском няни, оформлением тех или иных документов, справок, оплачивают коммунальные и иные услуги (из зарплаты сотрудника) и т.д.

В преодолении консерватизма могут помочь:

1. Регулярные аттестации, обязательные экзамены по результатам обучения.

2. Материальное стимулирование развития женщин.

3. Фирменные стандарты на обучение и персональные планы по обучению.

4. Постепенное добавление к работе задач, требующих более высокой квалификации (но не наскоком).

5. Привязка карьерного роста и роста заработной платы к прохождению обучения и аттестаций.

Хорошим стимулом к учебе является полезная и интересная программа занятий, учитывающая предпочтения и особенности женщин, а также грамотный преподаватель, не только владеющий предметом, но и способный понять Слушателей, увлечь их и вдохновить.

Тренинги для женщин, или о плюсах раздельного обучения

Хочется сразу оговориться: мы не призываем создавать специальные учебные программы и «курсы для женщин». Речь пойдет об использовании более эффективных методов обучения женщин, которые имеет смысл учитывать при работе с женскими и смешанными учебными группами.

Давно замечено, что мальчики и девочки в школе учатся по-разному. В начальной школе, где информация помногу раз повторяется, детализируется, где присутствует групповая игра и наглядный материал в виде предметов и картинок, лучше учатся девочки, а в старших классах в изучении естественных предметов и в решении логических задач девочки начинают отставать, пропуская вперед мальчиков. Что касается взрослых людей, то считается, что они уже научились учиться и в состоянии сами приспособиться к учебному процессу, найти недостающую информацию, стребовать с преподавателя нужные объяснения. Якобы, различия в обучении мужчин и женщин с возрастом сглаживаются. Но на деле это не так.

Женщина думает иначе, чем мужчина. Женщина понимает информацию иначе – по-своему, по-женски. Плюс лучшие вербальные и адаптационные способности, эмоциональность и важность межличностных отношений. Как это проявляется в обучении?

Во-первых, женщинам с большим трудом даются задачи на абстрактное мышление. Нужны конкретные примеры и образы, в противном случае так называемая женская логика «достроит» непонятную схему совершенно непредсказуемым образом. По той же самой задаче, но переведенной на понятный для нее язык, женщина быстро выдаст множество решений, в т.ч. любопытных и небанальных.

Во-вторых, для женщин важна эмоциональная окраска задачи, ее драматизм: сначала воспринимаются эмоции, а потом уже происходит осмысление материала.

В-третьих, женщины не любят быть просто зрителями-слушателями. Каждая из них – женщина-актриса. Поэтому даже очень короткий диалог с преподавателем или совместное обсуждение задачи эффективнее полуторачасовой лекции.

В-четвертых, стимулом к учебе для большинства женщин является одобрение преподавателя или руководителя, а не сам материал.

В-пятых, женские группы. Женщины не любят учиться в одиночку. Дело здесь в потребности поделиться собственными ощущениями, обсудить непонятное или любопытное. Обучение внутри группы продолжается – «бродит» - даже когда формально учебный курс завершен.

Эффект
Описание
Проблема для организации
Эффект веселых картинокХорошее восприятие образов, картинок, примеров из повседневной жизни; понимание логики «от обратного»: в знакомом и понятном процессе выуживается логика и переносится на незнакомый, но аналогичный процессТрудности с абстрактным мышлением, потребность в конкретике
Эффект ток-шоу Потребность в интерактиве: желание проявить себя, привлечь внимание преподавателя и обязательно получить обратную реакцию «посмотрите, как у меня получается», «а я правильно делаю?»Нелюбовь к лекциям, письменным работам, потребность в активном диалоге и оценке преподавателя
Эффект
общей ноши

(мы с Тамарой ходим парой)
Боязнь оказаться «крайней», поэтому стремление разделить с кем-то ответственность + иметь возможность обсудить, поделиться впечатлениямиНеобходимость обучаться в группе


Вот несколько способов повысить скорость и качество усвоения материала сотрудницами:

1. «Раскрашивать задания»: описывать перспективы выполнения задачи, глобальных целей и значимости задачи для компании и коллектива.

2. Представлять задание в виде образов, символов, рисунков, знаков, показать образцы. Не допускать разрывов в цепочке объяснения («это же и так понятно»).

3. Важно учитывать и описать контекст выполнения задания.

4. Включать в процесс обучения обсуждения сотрудниц, вопросы-ответы, «вхождение в образ». Чередовать их с лекциями и письменными заданиями.

5. Поручать сотрудницам выступать с мини-докладами или презентациями.

6. Организовывать собрания в игровой форме, где женщины, делясь на два лагеря (от каждого лагеря по 1-2 представительнице), высказываются по проблемам и решениям.

7. Отводить специальное время и место для обсуждения учебных задач, чтобы не превращать работу в обсуждение учебы.

8. По возможности отправлять на семинар сразу группу сотрудников или обучать одновременно весь отдел.

9. После обучения одного сотрудника проводить общие «уроки» передачи знаний и проверять освоение материала всеми сотрудницами.

10. Использовать Интернет-обучение с форумами и «вопросами преподавателю».

Оценка результатов, или Чего боятся женщины

Экзаменов не любят все, ни мужчины, ни женщины. Но для женщины экзамены и аттестации – это не просто оценка полученных ею знаний, а оценка ее как сотрудницы, как человека и вдобавок как женщины. Отделить одно от другого женщине трудно: сказывается повышенная эмоциональность, чуткость и женская логика.

Именно поэтому при отсутствии «высшего балла» женщины способны расстроиться не на шутку, расплакаться и даже заболеть. При этом неважно, сколько ошибок было допущено в тесте, важно, как преподаватель или руководитель выразил свое отношение к ученице: похвалил, отругал или никак не отреагировал (= абсолютно равнодушен = отнесся наплевательски).

По этой причине к оценке сотрудниц в любой, даже самой безобидной форме следует подходить очень осторожно, четко разделяя и обозначая отношение к ним лично и к результатам их обучения. Кроме того, женщины в силу их природной тревожности опасаются того, что будет потом, после экзаменов. Вдруг их работа и жизнь изменятся? Вдруг не в лучшую сторону? И от этого боятся экзаменов еще больше.

Эффект
Описание
Проблема для организации
Эффект судного дняСтрах негативной оценки, боязнь оказаться отвергнутой, «за бортом»Страх экзаменов, аттестаций, вплоть до болезни
Эффект самобичевания Восприятие оценок близко к сердцу, обобщение критики в адрес поступка на личность целиком: «я плохая, ни на что не гожусь»Неадекватное восприятие оценок: как обвинение и личное оскорбление


Здесь можно порекомендовать следующие шаги:

1. До проведения экзаменов, аттестаций разъяснять, что у руководства нет задачи, выяснить, кто хуже, а кто лучше. Цель - разобраться в проблемах и помочь их решить. Рассказать, как повлияют результаты обучения на дальнейшую работу сотрудниц.

2. Никогда не рассматривать результаты публично, не обсуждать «двоечников».

3. До того, как давать оценку сотруднице, указывать, что никто никого не обвиняет. Речь идет о выявлении причины ошибок, чтобы избежать повторов в будущем. Важно демонстрировать доброжелательность.

4. Описывать ошибки, неверные действия в безличной форме: не «ты должна была …», а «нужно было …», не «ты ошиблась в …», а «здесь ошибка», а хвалить, наоборот, лично: «Вы/ты молодец», «Вы нашли отличное решение» и т.п.

5. Задавать открытые вопросы сотруднице о том, как она видит проблему, в чем трудность для нее. Задавать вопросы о способах решения.

6. Тех, кто огорчен результатами, обязательно похвалить по косвенному признаку, сделать комплимент, поддержать: «У нас все получится».

7. Совмещать экзамены с каким-то приятным для сотрудников ритуалом. Например, чай с конфетами.

8. Опекать и помогать после успешно прошедших экзаменов.

Применение навыков, или Женщина в деле

Если сотрудницы успешно отучились на тренингах или семинарах и блестяще сдали экзамены, это еще не гарантирует, что они немедленно включат в работу все полученные ими знания и навыки. Как мы помним, для женщин в учебе важно одобрение, а не сам материал, к тому же они консерваторы. В вопросе применения женщинами полученных знаний срабатывает «эффект старых тапочек».

Эффект
Описание
Проблема для организации
Эффект старых тапочекНежелание отказываться от своих привычек, даже если есть все возможности для совершенствования своей работыНеприменение новых знаний на практике


Казалось бы, всё знают, всё умеют, но почему-то не используют. Дело в том, что женщина большое количество операций делает на автоматизме, параллельно обдумывая какие-то другие дела. Вероятно, эта женская привычка родом из домашнего хозяйства. Включение же в работу новых подходов становится для женщины двойной нагрузкой:

1) приходится отключить автоматизм и сосредоточить внимание на новом деле,

2) приходится искать иное время для параллельных размышлений над другими задачами.

К счастью, привычки – дело наживное, а адаптивность у женщин высокая, поэтому все в руках руководителя. Для отказа от старых тапочек в пользу новых скороходов можно посоветовать следующее:

1. Стимулировать женщин использовать новые знания на практике посредством контроля и системы отчетов.

2. Регулярно развивать и оценивать персонал, проводить аттестацию по критерию новаторство, тестирование по внедрению новаций.

3. Осуществлять оценку выполненной работы на основе сравнения с базой знаний профессионалов (лучшие практики), списком типовых ошибок.

4. Поощрять сотрудников за внесение «полезных советов», адаптацию нововведений.

5. Поручать «новаторам» проводить мини-семинары о практической пользе новшеств для других сотрудников.

6. Регулярно менять сотрудников по горизонтали.

Ах, какая женщина!

Если на протяжении всего материала мы говорили о том, какие женские свойства и эффекты могут быть помехой успешному корпоративному обучению, то сейчас самое время сказать, наконец, о женских достоинствах, которые могут быть использованы на благо профессионального развития сотрудников.

  • Заражение хорошими эмоциями, позитивным настроем: если 2-3 активные женщины из группы проявили к обучению интерес, а к преподавателю - симпатию, можно ожидать, что через пару занятий вся группа, благодаря активисткам, проникнется важностью проводимого обучения.

  • Эмоциональная поддержка коллег, готовность помочь: многие женщины по доброй воле и без всяких намеков со стороны преподавателя стремятся помочь другим в понимании материала. Если при этом поощрять, хвалить таких помощниц, можно создать мощную систему наставничества и уменьшить многократные повторы материала преподавателем «для тех, кто еще не понял».

  • Настроенность на диалог, сотрудничество, кооперация: женщины, как правило, приветствуют групповое взаимодействие, сами устанавливают правила групповой работы, следят, чтобы все члены группы были вовлечены в процесс. По-хозяйски распределив обязанности и выделив каждому его кусок, женщины способны совместно решить очень сложные и масштабные задачи, и не только учебные.

  • Женщины быстро перенимают положительные навыки и свойства, для этого им требуется меньше времени и меньше усилий. Так что если нужно срочно обучиться полезному навыку и изменить поведение, лучше доверить это женщинам.

  • При осознанном обучении женщины более качественно усваивают материал, лучше запоминают, в т.ч. мелкие детали.

  • Догадливость, способность услышать недосказанное: при грамотной подаче материала женщины без труда примеривают полученные знания на себя, могут привести множество примеров и доказательств из собственного опыта. В этом смысле они лучшие помощники преподавателю, чем мужчины.

  • Мягкость, сдержанность, настроенность на мирное улаживание конфликтов.

  • Богатое воображение, способность создавать яркие образы, в т.ч. у других людей. Умение красиво подать скромное содержание. Эмоциональный рассказ сотрудницы о собственных результатах обучения способен в гораздо большей степени мотивировать других сотрудников на учебу, чем многочисленные увещевания руководства и HR-службы.

  • Коммуникабельность, умение объяснять. Женщины способны дать более точную обратную связь преподавателю, изложить, что было понятно, а в чем трудности, разъяснить своими словами то, чего не смог донести до других учащихся тренер. Женщины - лучшие наставники при разъяснении правил работы.

  • Соблюдение полезных традиций, ритуалов: если, уж, женщины согласились на учебу, они будут поддерживать порядок и принятые правила, в т.ч. возьмут на себя функцию контроля над посещаемостью, наличием канцтоваров и сопутствующих материалов, а также не забудут напомнить преподавателю о перерыве.
Таким образом, если подойти с заботой и вниманием к обучению сотрудниц, а именно:
  • продумать удобное расписание занятий, дружественное по отношению к текущей работе и семье,

  • подробно и эмоционально объяснить, для чего нужно обучение, как оно будет строиться и какие выгоды сулит женщинам,

  • подготовить интересную, а главное – практически полезную учебную программу, которая адаптирована под текущую работу и реальные задачи,

  • не полениться и скорректировать формат обучения с учетом «женских эффектов»,

  • аккуратно, но четко контролировать результаты и обязательно хвалить за успехи и морально поддерживать,
    то в результате можно получить старательных и квалифицированных сотрудниц, с благодарными улыбками на лицах и широко распахнутыми глазами, выражающими неподдельный интерес и готовность впитывать новое, как губка. Как когда-то, давным-давно в первом классе.

Литература по теме:
  1. Д. Майерс, Социальная психология. 7-е изд., СПб, «Питер», 2007 г.

  2. А.А. Чекалина, Гендерная психология. М., «Ось-89», 2006 г.

  3. В.Л. Леви, Как воспитывать родителей, или Новый нестандартный ребенок, М., «Торобоан», 2006 г.

  4. А. Фортушная. У публичного образования однополое будущее. Телеграф «Вокруг Света», 27.04.2007 г.: http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/theory/295/

  5. Т. Юрищева, С. Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева, Опыт создания условий воспитания и развития личности. Журнал «Развитие личности» 2005 г. N 2, http://rl-online.ru/articles/2-05/335.html

  6. Ш. Берн, Гендерная психология, М., «ОЛМА-ПРЕСС», 2004 г.

  7. А. Курпатов, 5 великих тайн мужчины и женщины, 4-е изд., СПб, ИД «Нева», 2006 г.

  8. Р. Чалдини. Психология влияния. 4-е межд. изд., СПб, «Питер», 2002 г.

  9. П. Таранов. Приемы влияния на людей, М., «ФАИР», 1997 г.

II-я Конференция "Маркетинг компании
на рынке бизнес-образования и консалтинга" »»»


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Публикации на аналогичную тему:

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian