Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



Современные тенденции рынка бизнес-образования за рубежом и на Урале. Анализ и перспективы развития. Что дальше?


Доклад на Конференции "Супермаркет тренингов и семинаров", г. Екатеринбург, 28 сентября 2007 г.

 Автор: Куковякина Татьяна,
бизнес-тренер Центра «Бизнес-Образование» (ЦБО), г. Екатеринбург,
по материалам сайта: http://www.trainings.ru

Я хочу затронуть такой аспект бизнес-образования, как корпоративное образование в виде традиционных краткосрочных аудиторных курсов. В прошлом году на выставке «Бизнес-образование на Урале» мое выступление и выступление директора «Центра-бизнес-образование» Ольги Ивановны Жигальцовой были основаны на идее комплексного подхода к обучению:

1. Этап диагностики (диагностика, маркетинг рынка образования, составление и утверждение комплексного плана обучения сотрудников)

2. Этап обучения (Тренинги, постренинги, закрепление навыков)

3. Этап оценки результатов обучения.

Сегодня я продолжаю в своём выступлении основываться на эту идею комплексного подхода, и хочу проанализировать, какие тенденции на каждом этапе происходят за рубежом и у нас в Екатеринбурге. Зарубежный опыт я рассматриваю на примере США, Великобритании и Швейцарии.

1. Этап диагностики изучения потребностей в обучении персонала на предприятии.

1.1 Компетенции сотрудника.

1.1.1 Тенденция за рубежом:

Широко представлены продукты он-лайн ассессмента, он-лайн оценки 360 градусов и другие. В этом году отмечается появление большого количества on-line тестов и on-line диагностики личности.

1.1.2 Тенденция в Екатеринбурге:

Возникает стремление систематизировать деятельность по обучению в компании: ввести единые процедуры выявления потребности в обучении и оценки его эффективности.
Центральным ядром такой целостной системы работы с персоналом в большинстве случаев становится модель компетенций.

У нас также стало модно внедрять ассесмент-центры, а они основаны на знании компетенций специалиста. Но, к сожалению, это остаётся за кадром, когда речь идёт об обучении. В основном, обучение идёт по сложившимся стереотипам: менеджерам по продажам нужны тренинги по продажам, руководителям — тренинги по лидерству, большому коллективу — командообразование.

1.2. Отношения между сотрудниками.

1.2.1 Тенденция за рубежом:


Самые острые темы — глобализация, межкультурная, межнациональная миграция и взаимодействие, отношение к расовым и половым различиям и всё, что с этим связано. Много исследований, тестов посвящено этому аспекту.

1.2.2 Тенденция в Екатеринбурге:

Мы склоняемся в сторону взаимоотношений линейного персонала, среднего персонала и высшего руководства - т.е. корпоративной культуре внутри компании. В последнее время стало также актуально выработать принципы взаимоотношений, правила, стандарты между представительствами, дилерами, дистрибьюторами и т.д.

Всё это выливается в диагностику, изучение существующей корпоративной культуры организационную диагностику.

1.3 Мотивация сотрудников.

1.3.1 Тенденция за рубежом:


Сейчас все более актуальным становится вопрос привлечения, удержания и развития талантов. Для этого проводятся многочисленные исследования на выявление талантов.

1.3.2 Тенденция в Екатеринбурге:

В России на пике популярности стали программы по мотивации. Естественно, есть зачатки исследований по удовлетворённости сотрудников их работой. Это в основном тесты, анкетирование. Наши предприятия не готовы к индивидуальному подходу к мотивации. Не готовы проводить исследования по мотивации каждого специалиста (уже не идет речь о выявлении талантов). Руководству хотелось бы «зажечь» всех одновременно. Поэтому тренинги по обучению (не важно чему) обязательной частью содержат в себе элемент мотивации персонала. Заказчики чаще требуют от тренера харизматичности в большей степени, чем методичности, технологичности, ориентации на результат. Такие тренинги совмещены с выездом на природу, вечерними и ночными застольями с песнями и распитием крепких спиртных напитков. Это по-русски, это по-нашему!

Примечание Редактора портала TREKO.RU: по нашим данным, в Санкт-Петербурге дело обстоит наоборот – люди устали от развлечений. Им нужно решение бизнес-задач.

2. Этап обучения (тренинги, постренинги, закрепление навыков)

2.1. Личность тренера.

2.1.1 Тенденция за рубежом:


Бизнес-тренер на Западе - это профессионал с опытом работы в реальном бизнесе, владеющий преподавательскими навыками. Они одновременно и приятные, и здорово общаются с аудиторией, очень дружелюбные, технологичные, методичные, в тоже время делают всё правильно и качественно.

Подготовка к занятиям возведена в абсолют. Тренер приходит за два часа и все это время готовится к занятию, а, по завершению занятия, уходя из аудитории, фотографирует все заготовки, делает записи.

Компиляция практического опыта из разных областей отражена в раздаточных материалах, и сам курс — это просто предел ожиданий и по объему, и практичности.

Они четко различают, так называемые, «тренинговые нужды» и «нетренинговые нужды». И результаты обучения очевидны, потому что нет ложных целей.

2.1.2 Тенденция в Екатеринбурге:

На нашем рынке тренеров-практиков недостаточно, они высоко ценятся. Пока ещё рынок хаотичен. Поэтому пользуются популярностью все: и новички за небольшую сумму, и местные профессионалы-практики, и московские «звёзды». Безграничный выбор за Ваши деньги. Но уже начинается тенденция в сторону востребованности практических навыков у тренера. Нужна не только практика продаж, а отраслевая практика продаж. Пользуются популярностью московские тренеры.

2.2. Содержание тренинга.

2.2.1 Тенденция за рубежом:


За рубежомВ Екатеринбурге
В тренингах очень много интерактива, диалогов, дискуссий, обмена опытом, мнениями и идеями, работы с реальными случаями и сложностями, моделирование реальных рабочих ситуаций. На тренинге идет активная работа с тем, что «приносят» участники.Очень мало интерактива, в большинстве случаев преподносится готовое решение по различным ситуациям: делай раз, делай два, делай три.
В ролевых играх и кейсах основное внимание уделяется людям, особенностям взаимодействия на межличностном уровне. Акценты делаются на чувствах людей, на их отношении и восприятии друг друга, на важности слушать и слышать друг друга, понимать чувства, эмоции и отношение. В ролевых играх и кейсах в первую очередь внимание уделяется технике, а затем уже особенностям взаимодействия на межличностном уровне.
В тренингах большое внимание уделяется комфорту и удобству его проведения для участников. В Екатеринбурге большой выбор замечательных комфортных залов, баз, санаториев. Все упирается в желание руководителей. Хуже всего, когда они из экономии проводят тренинг на территории своего предприятия.
Все материалы очень добротные — и с точки зрения дизайна, и с точки зрения их функциональности, видно, что тщательно работают над визуализацией текста, отличная графика и качество полиграфии.Если раздаточный материал сшит пружинками, то это уже хорошо. Внутреннее содержание не выдерживает никакой критики. Ни одна компания не привлекает профессионалов дизайнеров для разработки раздаточного материала.
Презентации разработаны по всем правилам создания презентации. Для этого также привлекают профессионалов.Презентации любительские, переполненные огромным количеством информации, текста, нет логики в построении слайдов, нет фирменного подхода к созданию слайдов.
Средства для упражнений и игр очень разнообразны — наборы, доски, тетради, карточки, мячики и многое другое.
Очень много решений в формате blended learning (смешанное обучение). Компьютерный компонент обучения внедрен почти везде, т. е. любой очный курс сопровождается компьютерным курсом. Идет предтренинговое РС тестирование, изучаются электронные материалы, книги и т. д. Есть решения в формате blended learning, там, где есть корпоративные университеты, обучающие центры. В большинстве случаев все зависит от провайдера и тренера: имеет ли он в своем багаже видео-фильмы, рекомендует изучить литературу, проводит РС-тестирование.
Тренинг включается в консалтинг как часть процесса развития компаний. Вообще, все консалтинговые проекты — это комплекс решений и форм — диагностика, фасилитация, тренинг, ассессмент и т. д.Только немногие компании предоставляют комплекс решений, потому что предприятия не готовы.

Отмечается рост спроса на корпоративное бизнес-образование в режиме системных комплексных программ, а не только тренингов. Речь идет о различных по содержанию программах повышения квалификации (более-менее системные курсы от 72 до 500 часов).
Тенденция отхода от отраслевого принципа. Больший упор делается на техники вне зависимости от специфики бизнеса. Четкая востребованность по специфике: банковская деятельность, страховая, промышленность, телекоммуникации, торговые сети (обязательно по направлениям) И др.
Технологии:

Симуляционные игры
Кейс-стади
budding,
job shadowing,
couching
secondment
наставничество
спикеры-вдохновители
сторителлинг (истории, байки)


Деловые игры
Командообразование
Веревочный курс
Стратегические сессии

Начинают внедряться:

Метод кейсов
Симуляционные игры
Популярные темы:

Лидерство/развитие топ-менеджмента
Навыки управления
Обслуживание клиента /продажи
Техническое обучение
Взаимосвязь/Работа в команде
Коммуникации
Разнообразие (diversity)
IT навыки/IT системы
Руководство проектом
Практика деловых отношений
Базовые умения и навыки


Продажи
НЛП
Тайм-менеджмент
Командообразование
Коммуникации
Личностный рост
Менеджмент среднего звена

3. Этап оценки результатов обучения.

За рубежомВ Екатеринбурге
Метод Дональда Киркпатрика
Джек Филипс (Jack Phillips) Возврат на инвестиции (ROI).
Целевой подход Тайлера
Прикладная теория Поля Кирнса (Paul Kearns) (какие вопросы Вы задаете)
Модель Скривенса (Scriven's Focus On Outcomes) (внешний оценщик)
Модель Стафлебима CIPP (Stufflebeam) (контент, вход, процесс, продукт)
Cхема CIRO (контент, вход, реакция, результат) Натуралистический подход Губа (Guba’s Naturalistic Approach) (на доверии)
Модель V Брюса Аарона (Bruce Aaron’s V Model) (симбиоз анализа и разработки, измерения и оценки)
Натуралистический подход Губа (Guba’s Naturalistic Approach) (на доверии)
Целевой подход Тайлера
Метод Дональда Киркпатрика (частично)
Прикладная теория Поля Кирнса (Paul Kearns) (какие вопросы Вы задаете)
Согласно Learning Resources Network, 77% организаций измеряют реакции на первом уровне; 36% измеряют использование обучения (уровень второй); 15% оценивают изменение в поведении и только 8% измеряют практические результаты. Таких данных нет

Что дальше? Тенденции рынка корпоративного обучения на Урале.

  • Возрастет спрос на тренинги по развитию компетенций.

  • Требования к измеряемости и всесторонней оценке, расчету ROI: связь с производительностью.

  • Начальное исследование мотивации и тренинги по мотивации сотрудников.

  • Запрос на тренинги, которые проходят весело и с вызовом: симуляции и игры.

  • Тема обучения управленческим навыкам вчерашних исполнителей будет одной из самых актуальных в ближайшее время.

  • Появится потребность в кооперации нескольких провайдеров при работе над комплексными проектами, как следствие - растет спрос на поставщиков, способных к кооперации.

  • Увеличится спрос на тренеров высокого уровня.

  • Использование цифровых технологий: возможность передачи, хранения, и распространения среди сотрудников компании.
В заключении хочу сказать, что рынок бизнес-образования все больше зависит от HR-специалистов. Именно Вы принимаете решение по методам диагностики, какие семинары, тренинги, демо-тренинги, мастер-классы, школы, учебные курсы, конференции будут посещать сотрудники Ваших предприятий, насколько глубокой вам нужна оценка результатов обучения.

II-я Конференция "Маркетинг компании
на рынке бизнес-образования и консалтинга" »»»


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Публикации на аналогичную тему:

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian