Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



Религиозное христианское образование как один из способов повышения квалификации бизнес-тренера


Доклад на 10-й Конференции СПб Клуба консультантов и тренеров

 Автор: Абрамова Марина Алексеевна,
Директор по обучению.
IQ Group – тренинги и консалтинг (г. Казань)

Мысль о данном Докладе возникла у меня при написании ответов на вопросы в рамках Исследования, проводимого порталом TREKO.RU при подготовке к cвоей 10-й Конференции. Хочется остановить Ваше внимание только на одном из таких способов – обучение в богословских учебных заведениях, на религиозных тренингах и занятиях. Эта возможность повышения квалификации относительно мало изучена и ещё менее применяема на практике. Я не собираюсь рекламировать какую-либо конкретную деноминацию, церковь, доктрину или программу. Просто высказываю свою точку зрения на ситуацию. По собственному опыту знаю, что богословское образование сочетает в себе религиозные и академические компоненты, обогащает высшее образование и обеспечивает свежий взгляд на краткосрочное бизнес образование.

Примечание Оргкомитета: мы считаем этот Доклад – независимо от отношения к религии – интересным своими технологическими соображениями.

Я получала религиозное образование в одном из Институтов крупной религиозной международной корпорации. В сфере библейского обучения с 1998 года мной подготовлено 9 авторских тренингов и успешно проведено 97 тренингов и семинаров, в которых приняло участие более 1300 человек из различных организаций (миссии, церкви, общеобразовательные учреждения, культурные сообщества, производственные коллективы). Преподавание велось в различных регионах России и за рубежом (Грузия, Украина, Азербайджан, Германия, Бельгия). В Институте лидеров CEF и на Инструкторских курсах. Необходимо отметить, что опыт этот достаточно узко специализированный. Безусловно, как набор учебных дисциплин, так и качество обучения очень различаются в высших богословских заведениях и на краткосрочных курсах. Для полноты картины буду опираться на преподавание в Семинариях, Институтах и Академиях, оговаривая отдельные моменты обучения на религиозных тренингах. Что же такого особенного в этом обучении, чем отличается оно от других способов повышения квалификации и от обучения светского?

Отличительным признаком студентов религиозных учебных заведений является вера. Богословские ВУЗы видят свое предназначение в том, чтобы способствовать формированию целостной, христиански ориентированной личности, которая характеризуется единством тела, ума и духа. Сам подход, целеполагание, постановка задач в религиозном обучении кардинально иные, нежели в обучении светском. Это касается опыта обучения во всех мировых религиях. Посмотрим только на христианские конфессии.

1 - тот, кто приходит на такое обучение, ставит перед собой цель не просто увеличить объём знаний, приобрести умения и навыки, но и цель приближения ко Христу, самосовершенствования, личностного роста, можно даже сказать, личностного скачка. Христианское обучение имеет прямое отношение к духовному перерождению и развитию студентов.

2 - неотъемлемым стремлением будущих студентов является обязательное служение людям и желание быть для них «образцом… в слове, в житии, в любви, в духе, в чистоте». [15 Е]

3 - кроме обычных знаний, при поступлении проверяются познания в области Библии и христианского вероучения, чистота устремлений и истинность намерений. Слова из Послания: «Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» - воспринимаются каждым, как необходимое личное условие обучения. [15 H]

4 - на всё время обучения расписываются общие и конкретные цели по достижению определённого духовного уровня. Когда я сама проходила обучение, то составление и описание личных целей заняло у меня два дня размышлений и семнадцать листов рукописного текста. А, зная цель, гораздо проще идти к ней верным путём, гораздо больше вероятности её достичь в максимально короткие сроки. История библейского Иависа научила меня мечтать по-настоящему и «распространять свои пределы», логично и дерзновенно выстраивая цели и достигая задуманного. [15 A] Это до сих пор помогает мне ставить на тренинге цели для себя, побуждать слушателей выстраивать их цели, вместе намеченных целей достигать.

Мотивация к обучению у студентов богословских ВУЗов сосредоточена, прежде всего, на: самом библейском обучении как таковом; на возможности получить в дальнейшем служение в одной из церквей (далеко не всегда оплачиваемое), на реальных духовных переживаниях и изменениях в личностном развитии. Библейские слова: «Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно» можно назвать девизом христианского образования. [15 F]

Распорядок, молитва и дисциплина. Распорядок дня и расписание выглядят для стороннего человека непонятно и экзотично. Независимо от того, длится это обучение 5-6 лет или это краткосрочные недельные тренинги, учебно-рабочий день всегда начинается с общей молитвы и заканчивается молитвой. Каждый урок, практическое занятие, приём пищи начинается с благословения. Отдельное время отведено личным молитвам, молитвенному чтению Библии.

Такое обилие одного из элементов духовной практики не просто дань формально-религиозным правилам. Это органичная часть жизни обучающихся. В молитве они черпают силы, духовный и душевный подъём, находят успокоение и ответы на многие свои вопросы. По молитве, её видам, способам, истории, влиянии на практическую жизнь проводятся отдельные занятия. Относительно большой объём времени, уделяемый молитве, вовсе не мешает учебному процессу, а, наоборот, явно стимулирует его. Лично я считаю это лучшим способом сосредоточиться и сконцентрировать внимание перед началом любого дела. На психологических и бизнес-тренингах мы изучаем и проводим психогимнастику, основы медитации, техники расслабления и релаксации. Молитва с успехом конкурирует со всеми этими занятиями. И преподаватели, и слушатели религиозных курсов, семинаров, тренингов сознательно полагаются на Святой Дух в молитве и стараются созидать и быть действенными в обучении. Молитва способствует защите от профессионального выгорания, настройке организм на нужные действия, противодействию манипулированию. Этому помогают и специальные техники, которые отрабатываются индивидуально. Одна из таких техник – формирование личностных барьеров. Данная техника вырабатывает навык управления сложной ситуацией, учит говорить «нет», «чертить» линию личной собственности. [5]

Молитва – это отчасти и вопрос дисциплины. Дисциплина и самодисциплина в высших учебных заведениях и даже на краткосрочных курсах имеет завидно высокие показатели. Ни преподаватели, ни студенты не позволяют себе опозданий. Даже самый нерадивый и ленивый слушатель достаточно быстро учится нивелировать свои личные недостатки неорганизованности и расхлябанности. Именно дисциплина помогает так же аккуратно вести большое количество записей. Кроме традиционных конспектов, рефератов, контрольных, при религиозном обучении ведутся ещё и разнообразные дневники: Молитвенный дневник, дневник Целей, дневник чтения и личного применения Библии. Дневниковые записи помогают в переосмыслении своих потребностей, в корректировке целей, в изучении самого себя и в самосовершенствовании.

Программа подготовки. В ней, безусловно подавляющее место занимают дисциплины духовные. В любой христианской конфессии. Сам набор учебных дисциплин у католиков, протестантов и православных различен. Я буду говорить в основном о протестантском религиозном обучении. Гомилетика* и Герменевтика**, Экзегетика*** и Апологетика****, Экзистенциализм***** и Эсхатология, Доктрины. Всё это только на первый взгляд кажется далёким и абсолютно лишним для бизнес-тренера. Кроме получения религиозно-философских познаний это заставляет задуматься над общечеловеческими ценностями. Особое место занимает доктрина о человеческой природе, грехе и благодати. Место человека в творении, концепция благодати и понимание почти не употребляемого сегодня слова «грех». Верное понимание греха и его природы. Из-за греха возникает чувство неудовлетворённости человека самим собой. Очень знакомое чувство для любого адекватного тренера. Надежды и чаяния человека - в стремлении воссоединиться с тем, по образу которого он создан. Весьма не плохой надо сказать образ. «Образом Божьим» в богословии является человеческая способность рационально мыслить и ясно эту мысль излагать, отражать мудрость Божью, иметь способность к любви и свободную волю. А по меткому выражению Августина это «чаяние делает сердце более глубоким». [1] Кто из профессиональных преподавателей не стремиться к тому, чтобы сердце его было более глубоким? Именно доктрины дают нам основы понятий совести, чести, порядочности. Слово «совесть» происходит от словосочетания «совет с Богом». А честность, совесть – одна из основ этики профессии тренера. Существуют определённые глубокие человеческие эмоции, которые указывают на грани нашего бытия, лежащие вне пространственно-временных рамок. «Вековое стремление человека к красоте» - это проявление творчества, способность к которому человеку дал Творец. [9] А разве бизнес-тренер не является человеком творческим?

Все эти познания не просто «приподнимают» над землёй. Они дают возможность ощутить себя частью мироздания, частью мира, гармонично созданного Творцом, частью великого замысла. В свете этого совсем по иному вырисовывается и само преподавание как процесс чрезвычайно гармоничный, эстетично организованный, с продуманным дизайном и концепцией. Любое своё действие (в том числе познание или преподавание) учат осмысливать не само по себе, не как разовую процедуру, а как часть чего-то гораздо большего. В связи с этим и ответственность за качественное усвоение знаний или их подачу повышается в разы. А весь процесс обучения приобретает невероятно высокий смысл. Для преподавателя, тренера Библия - это источник информации, прежде всего о самом обучении. Ведь о нём здесь говориться более двух тысяч раз (!). Слова «ум», «разум», «разумеют» встречается здесь 258 раз. «Мудрость», «мудро», «мудрый» - 355 раз. «Учение», «ученики», «учил» - 575 раз. «Знаешь», «знай», «познание» - 587 раз.


* раздел христианского богословия, учение о проповеднической деятельности;

** теория и методология истолкования текстов - искусство понимания;

*** раздел фундаментальной теологии, занимающийся истолкованиями текстов откровения;

**** раздел теологии, посвященный рациональной защите истинности христианского вероучения;

***** философия жизни и существования;

****** учение о загробной жизни индивидуума и глобальной цели космоса;

******* учение, научная или философская теория.



Изучение Библии. Именно ему отводится центральная роль в религиозном обучении. Этот древний фолиант изучается не просто как книга, а, прежде всего, как Слово самого Бога. Осознание своей зависимости от авторитета Писания студенты учатся использовать для защиты разума от порочных идей, затуманивания разума пороками, для противостояния абсурдным идеям и объединения возможностей рассудка и веры. Идёт постоянная работа над «обновлением ума». Создаётся своеобразное окружение, сосредоточенное на Слове. Евангельская фраза «Вначале было Слово» имеет для христианина особый смысл. [15 D] Но для человека другой религии, для человека даже и не верующего полезно хоть что-то знать об этой книге как культурно историческом памятнике, как образце уникальной литературы и глубокой философской мысли. Доскональное изучение Библии даёт любому человеку как минимум возможность понимать яснее произведения искусства и литературы (так как многие из них основаны на библейских сюжетах), а как максимум приближает к познанию смысла своего существования. Наряду с Библией изучаются её Толкования, Симфония (справочник, где в алфавитном порядке расположены все слова, встречающиеся в Библии), различные Словари и Энциклопедии.

Преподавателю, тренеру такое изучение даёт:
  • Повышение общего культурно-образовательного уровня.

  • Массу необычных примеров.

  • Возможность интересных сравнений, применение ярких метафор, грандиозных аллегорий.

  • Огромное количество афоризмов по широкому кругу тем.

  • Умение находить образы для предметных уроков, строить такие уроки и использовать их.

  • Использование библейских притч и способность к созданию подобных словесных жемчужин самому. Особенно для объяснения абстрактного понятия через конкретное.

  • Понимание сложной библейской символики, умение применять символы в преподавании.

  • Выбор произведений искусства для иллюстрирования своих тем со знанием дела.

  • Понимание многих глубинных человеческих переживаний.

  • Освещение своей темы под иным углом зрения.

  • Самообучение на примере библейских героев многим вполне земным и необходимым качествам: организованности, усердию, честности, аккуратности.

  • Множество «хитростей» риторики, выступления перед большими аудиториями.

  • Умение чётко организовать материал.

  • Возможность проецирования библейской методики, мотивации, работы с группой, разрешения проблем на свою реальную тренерскую «почву».

  • Умение одновременно работать с несколькими источниками информации (перекрёстные ссылки в Библии, Симфония, Словарь).

  • Умение быть не категоричным, вырабатывать в себе толерантность, собственный взгляд на любое событие и ситуацию (различные толкования одних и тех же текстов Библии).
Именно такое изучение даёт мне возможность легко оперировать цифрами и фактами из этой древнейшей книги. Такой подход расширяет и визуальный ряд наглядных пособий. В качестве иллюстрации к теме «Ответственность за свои поступки» (тренинг «Стресс-менеджмент») я выбрала триптих Иеронимуса Босха «Сад земных наслаждений; ад; земной рай». Это не просто красочный иллюстративный материал, это целая «рисованная» энциклопедия, в которой, по счастью, мне достаточно легко ориентироваться. Мраморная группа Микеланджело «Пьета» полна пафоса и вопроса о смысле жизни. Она не просто помогает пояснить тему психологического тренинга «Мать и дитя», она даёт возможность возвышенного настроя и взаимопонимания с группой. Объяснение причины увеличения фигуры Девы не уводят нас в искусствоведческие глубины, а наоборот, выводят на поверхность те переживания участников группы, которые впоследствии необходимо будет трансформировать в устойчивый навык. Акварель Вильяма Блейка «Мудрые и неразумные девы» делает обучение расстановке приоритетов в тренинге «Тайм-менеджмент» не просто наглядным. Символические нюансы сцены помогают в ранжировании приоритетов и выработке навыков.

Программный текст насыщается точными и интересными примерами. В тренинге «Гармония делегирования полномочий» пример Моисея, мудрые советы его тестя Иофора помогают показать гармоничность процесса передачи полномочий и его эффективность. История Давида и Голиафа даёт замечательную иллюстрацию к курсу «Целеполагание». Пример Гедеона и его технология «подбора персонала» не просто украшает тренинг «Золотые правила приёма персонала». Это событие даёт мне возможность показать, что проблема человеческих ресурсов и их правильного использования не нова, что методы подбора могут быть не только традиционными, но и новаторскими, что индивидуальный подход и экономию времени при подборе персонала можно успешно сочетать. Преподавание «Тайм-менеджмента» я уже не представляю себе без примеров, аналогий и сравнений из Библии. Так удачно, логично, естественно акцентируют они отдельные направления науки управления временем. А книга Притчей Соломоновых и Екклесиаст – это просто кладезь находок для любого преподавателя. Что ни строчка – то афоризм.

Множество предметных уроков, взятых из Библии (с использованием воды, цветов, камней, кувшинов, песка и т.п.) не просто украшают преподавание на бизнес-тренинге, но и делают его доходчивее, способствуют прочному усвоению знаний, облегчают процесс выработки навыков.

Кроме самой Библии изучаются ещё и Методы её толкования - Рациональный, Исторический, Социологический, Литературный – последний, пожалуй, самый интересный для тренера как профессионала. В изучении этого подхода отдаётся должное конкретным литературным категориям. Весьма скрупулезно рассматриваются общая стилистика и особенности стилей различных авторов библейских текстов. Троякое понимание смысла (естественное, нравственное и рациональное значение) помогает как правильному толкованию и лучшему пониманию текста, так и развитию вариативности мышления. Овладев трояким пониманием, углубляемся в 8 (!) смыслов любого отрывка – восьмеричная схема-методика, разработанная Мартиным Лютером в 1515 году, ещё до своих знаменитых 95 тезисов. Наряду с буквальным значением текста нужно уметь выделять его аллегорическое, тропологическое и аналогическое значение. А потом ещё соединить это с истолкованием историческим и пророческим. Лютер же ввёл разграничение «мертвящей буквы» (буквального и банального прочтения) и «животворящим духом» (учётом духовных нюансов). [10] Разграничение между «буквой» и «духом» ведётся и по методике Эразма Роттердамского. Слова уподобляют оболочке и ядру. За поверхностным значением текста ищут более глубокий смысл. [12]

Такое академическое изучение Библии даёт навыки тщательного разбора и глубокого понимания любого текста. Что совсем не лишнее для бизнес-тренера. Впечатляет размах аллегорий. Мистическо-духовный слой рассматривается через призму человеческо-исторического значения. Дословное понимание даёт возможность увидеть смысловое единство всех частей. Погружение в красоту слова выкристаллизовывает истинный размах этого литературного творения. Очень много проводится по толкованию Библии разборов и практических работ. Это даёт хороший толчок к написанию собственных эссе, аналитических статей, критических обзоров. Даже те, кто ранее весьма посредственно излагали свои мысли на бумаге, в процессе обучения начинают связно, логично, эмоционально окрашено выдавать первые вирши.

Индуктивный метод изучения Библии привносит умение идти от частного к общему, от следствия к причине и, наоборот, от фактов к логическому доказательству и обоснованному заключению. Этапы этого метода – литературное наблюдение, толкование, применение – помогают выработать навык ассоциативного анализа, противопоставления, расстановки структурных указателей, определения кульминации и поворотного пункта. Методы толкования и изучение самой Библии способствуют овладению методиками составления проповеди. Все эти навыки впоследствии помогают весьма недурно справляться с публицистическими задачами в тренерской работе.

Изучение языков происходит под разными углами обзора. Полиография,* история языка, стилистика, морфология, орфография, изменения в современном языкознании, лексика, топонимика.** Это даёт воспринимать язык как явление «текущее», не статичное. Язык изменяется, берёт откуда-то начало, имеет «корни» и «ветви». Языков изучается несколько. Более на уровне ознакомления и понимания общественно-исторической среды, чем на уровне общения и знания как такового. Но всё же, в любом высшем христианском религиозном учебном заведении изучается родной язык как основной язык общения миссионера, евангелиста или пастора с людьми. Греческий – как язык Нового Завета. Иврит – как язык Ветхого Завета. Один из иностранных языков (чаще английский) – как возможность общения с западными коллегами и возможность изучения непереведённой литературы. В православных Семинариях изучается ещё и старославянский язык. Такое разнообразие в количестве языков и ширина их обзора позволяют по иному взглянуть на слово, как литературно-обучающую единицу. Например, привычно употребляя слово «любовь» в русском языке, мы обозначаем им и гастрономические пристрастия, и приверженность к видам отдыха, и выбор одежды, и дружеское участие, и патриотические чувства, и интимные отношения. Изучая греческий, студенты привыкают то, что нравится в еде, в быте, в окружающем мире обозначать иными словами. Одна из иллюстраций приводимых при изучении языка:

Сидит Раби (еврейский учитель) и его ученик. Ученик с упоением ест рыбу, а учитель очень внимательно наблюдает. Проходит несколько минут. Учитель продолжает наблюдать столь пристально, что ученик обеспокоено спрашивает:

- Раби, в чём дело? Я что-то делаю не так?

- Всё в порядке. Я смотрю и размышляю, почему ты это делаешь, - отвечает учитель.

- О, да я же просто ем рыбу. Я очень люблю рыбу!

- Что?! - вдруг, неожиданно возмущается наставник, - Да если бы ты любил рыбу, ты бы купил для неё аквариум, налили бы ей воды, кормил бы её и раз в неделю чистил этот аквариум! Или ты бы вообще просто наблюдал за рыбой в речке или море! Вы только послушайте! Он ЛЮБИТ рыбу! Ты любишь ВКУС рыбы, а не саму рыбу. К тому же, не следует для столь обыденного занятия как еда употреблять столь высокие слова. Тебе просто НРАВИТСЯ вкус рыбы, вот и всё.

Разумеется, не только на таких шутливых, хотя и мудрых примерах учат студентов правильно понимать значение слов и верно употреблять их. А как же слово «любовь»? Оно остаётся только для взаимоотношений и чётко градируется на любовь-эрос, любовь-филео и любовь-агапе.

Такие словесные исследования предоставляет студентам на тренингах возможность анализировать различные пласты стилистики и лингвистики.

* наука, изучающая тексты на храмах, пергаменте, бересте;

** наука, изучающая историю создания, преобразования и функционирования географических названий.



Обзор Ветхого и Нового Заветов, изучение мировых религий и истории церкви не просто хороши для общего развития. Это изучение достаточно сложное, но благодатное. Оно поставлено столь хорошо, что хронология, изучение движений и эпох даёт навык поиска первопричины, систематизации любых знаний и стимул всегда «докапываться до истины». Библейская география, казалось бы, очень сужает понятие о географии как науке. Это так. Но внимание к малейшим деталям, умение рисовать библейские карты по памяти и чуть ли не с закрытыми глазами вырабатывает умение находить, казалось бы, незначительные вещи, выделять крошечные нюансы. Именно из библейского обучения выкристаллизовались некоторые упражнения и игры, принятые сегодня в бизнес-обучении. Например, применяемая достаточно широко игра «Картография» когда-то была на вооружении лишь в сугубо религиозных учебных заведениях. Для удобства обработки и воспроизведения, карты местности можно упростить, аннулировав незначительные и неважные на первый взгляд речушки, посёлочки, пролески. «Читать» и запоминать такую карту легче, но достоверность её уменьшается. Мельчайшее искажение «первой копии» приводит к глобальным изменениям в пятой-двадцатой, сотой копии. Проецирование карты местности в карту личности учит видеть человеческую индивидуальность гораздо глубже и многограннее. Не просто в обще-внешних проявлениях, принимая на веру поверхностную информацию, но замечая и анализируя малейшие детали, выявляя подробности, увеличивая достоверность и точность восприятия.

Методика преподавания заслуживает особого внимания. На пасторских, богословских, миссионерских, лидерских факультетах это не только способ передачи знаний. Будущие пасторы и лидеры сами будут впоследствии проводить занятия. Поэтому преподавание им ведётся не просто с помощью определённых методик, но и преподаются эти самые методики как предмет. Это чем-то похоже на тренинг для тренеров.

Ключевыми словами Библии для любого преподавателя богослова является стих о великом проповеднике и пророке: «Ездра расположил сердце своё к тому, чтобы изучать закон Господень и исполнять его, и учить в Израиле закону и правде» [15 B] На первое место в христианском образовании ставится расположение сердца, желание, побуждение. Затем будущий учитель должен сам изучать то, что впоследствии будет преподавать. Потом следует личное исполнение того, чему учишь. И только потом учитель признаётся готовым к тому, чтобы нести знания и умения другим. Тематика же обучения ставится и вовсе на последнее место. В светском обучении чаще изначально выбирается чему учить: математике, балету, бизнесу.

Методика преподаётся в курсе «Христианская педагогика». Автор - известный богослов и практик-преподаватель Ховард Г. Хендрикс. Здесь вроде бы всё точно так же, как и в любом педагогическом вузе. Но не совсем. Образцом педагогики и примером учителя служит, прежде всего, Иисус Христос. Основные постулаты: последовательность и целостность преподавания; возможность свободного общения; мотив любви как первостепенный; откровения от Бога как учителям, так и ученикам; власть учить; неразрывная связь с реальной жизнью; принятие учащихся такими, какие они есть, обоюдная ответственность учителя и ученика в процессе совместной работы; эффективность обучения. Выделяется роль Святого духа в обучении, обращается внимание на духовные дары, в том числе дар учителя: «И что слышал от меня, ...то передай многим людям, которые были бы способны и других научить». [15 G] Упор делается на успешное и эффективное преподавание, на овладение методикой, на умение заинтересовать и даже заинтриговать учащихся.

Рекомендуется использовать прогрессивные методы и средства обучения. Для этого рассматривается пять сфер выбора:
  • понимание десяти общих критериев обучения;

  • понимание процесса обучения как достижения – исследования – открытия – принятия ответственности;

  • понимание расписания, взаимосвязи предметов;

  • использование шести проверочных ступени для определения подходящего метода;

  • использование оценки своей работы.
Творческие методы используются в религиозном обучении как ценный инструмент, не заслоняющий собой цель и тему занятия, а способствующий сбалансированности материала, более усвояемой подаче новых знаний, изменению позиции и переменам в жизни. [13, 209]

Методика преподавания даётся слушателям и вне рамок высшего богословского образования. Например, на интенсивных курсах. Для учителей Воскресных школ отдельной дисциплиной преподаётся курс «Успешное преподавание». Он длится в среднем, 12-15 недель. Составлен Гай П. Ливиттом. Для бизнес-тренеров интересно будет услышать девиз курса: «Проводите учёбу весело! Делайте её простой!» [8,1]

Тренинги «Эффективное обучение детей» состоят на 80% из отработки практических навыков. Они предназначены для учителей волонтёров из церквей различных деноминаций. У них три ступени. Обучение на каждой из последующих возможно только после не менее года практики. Я была тренером на более чем 70 таких курсах. Через пять лет 95% из прошедших ходя бы одну ступень такого тренинга всё ещё продолжают заниматься обучением детей. А ведь эти люди не получают за свой труд зарплаты, они работают на добровольных началах. Через 5 лет 30% продолжают поддерживать отношения друг с другом. А ведь обучение длится на каждой ступени всего неделю. К тому же это люди из различных деноминаций, что в религиозном обучении создаёт дополнительные сложности.

Для тех, кто будет профессионально заниматься обучением взрослых и детей существует специальный интенсив: курсы Инструкторов, курсы коучей, курсы тьюторов, курсы преподавателей Института. Это далеко от понятия аспирантуры. Такие курсы именно повышение квалификации в классическом понимании. Но повышение на очень хорошем уровне. На таких интенсивах очень много времени уделяется практике, используется много видеоматериалов, впоследствии студенты проходят стажировки в разных странах.
В сфере Библейского образования есть уникальные авторские разработки. Из всех разработок особо выделить можно Инструкторский курс из трёх ступеней ирландских преподавателей, детских служителей, бывших директоров Европейского департамента образования Миссии CEF Пола и Одри Рид (Paul and Audrey Reed). А так же курсы всемирно известного проповедника, доктора педагогических наук, основателя и президента Миссии «Путешествие по Библии» Брюса Уилкинсона: «Семь законов учащегося» и «Стиль преподавания». Первый из его семинаров состоит из 14 уроков, имеет подзаголовок – как научить практически любого человека чему угодно. Это настоящий вызов для преподавателя, учителя, тренера. На нём смеёшься и размышляешь, задаёшь множество вопросов и с напряжением ожидаешь продолжения, с болью обнаруживаешь свои ошибки и с ещё большим энтузиазмом ожидаешь скорее вернуться к своим тренингам, чтобы начать преобразования. Ведь после этого ни преподаватель, прошедший данный курс, ни его ученики (кем бы они не были) уже никогда не будут такими как прежде. В «Стиле преподавания», проводимом в течение семи дней говорится о высоком уровне подготовке, убеждённости, высвобождении творческого потенциала, много внимания уделяется риторике, юмору и разнообразию, и, конечно, выработке собственного стиля. В течение тренинга проводится несколько тестов на стиль преподавания. Это окрыляющее и преобразующее обучение.

В религиозном обучении внушительное место занимает заучивание наизусть. Это и порядок книг в Библии, и литургия, и огромные «куски» текстов, и молитвы известных богословов, и обилие стихов, и целых отрывков из Библии. Но это ничего общего не имеет со схоластикой и механическим запоминанием. Прежде всего, изучается доминантность обоих полушарий головного мозга, различные теории механизма памяти, Модель действия памяти. [3] Это даёт возможность для осознанного запоминания и влияния на подсознательные процессы. Особые приёмы позволяют работать с кратковременной памятью как мозговым рабочим столом, осознанно и достаточно быстро откладывать в долговременную память большой объём необходимой информации. Применяется многократное повторение вслух в группе с участием всех пяти органов чувств. Особая методика ВООПП (вступление, ознакомление, объяснение, повторение, применение) даёт высокий процент запоминания в короткий срок большого числа устной и письменной информации.

В индивидуальном запоминании приходят на помощь тактильная память и ассоциативный ряд, чередование повторения с объяснением и сравнение нового с уже известным. Широко применяются интеллект-карты, и не только как один из способов запоминания. Мой первый опыт составления и использования Mind Maps (интеллект карт) относится именно ко времени обучения в религиозном Институте лидеров. С тех пор прошло более десяти лет. Это умение экономит мне массы сил, времени и… писчей бумаги. Открытие-изобретение Тони Бьюзена, конечно не является прерогативой использования только протестантских или только религиозных тренингов.

Примечание Оргкомитета: интеллект-карты Тони Бьюзена трудно назвать изобретением, так как задолго до них были известны и «генеалогическое дерево» и «дерево целей» и «диаграмма Исикавы»…

Интеллект-карты применяются и в светском обучении. Но не так активно и повсеместно. А для бизнес-тренера, это великолепнейший инструмент! Тем более что есть уже и электронные версии, например Mind Manager X5 Pro. С помощью Mind Maps можно не только запоминать информацию, но и эффективно хранить её. Не только планировать время, но и готовить переговоры. А ещё эту технику можно использовать для проектов, для написания статей, для обзоров и сравнений, для размышлений и принятия решений, для аттестации и мозгового штурма. Подготовка тренингов или их адаптация становится на порядок легче, быстрее, повышается эффективность мышления и ясность ума. От такой работы и удовольствия получаешь больше.

Современные аудиовизуальные и технические средства. На сегодняшний день такие средства в религиозном обучении – составная часть образования. Когда я сама проходила обучение как лидер региональной работы, то основными техсредствами, которые мы осваивали, были флипчарт и оверхед-проектор. Умению работать с перекидным большим блокнотом, с плёнками-фолиями придавалось большое значение. Навык вырабатывали до автоматизма. Компьютерная инструкторская программа Computer Assisted Instruction (CAI) для эффективности обучения-инструктажа только-только набирала обороты. Но 10 лет назад это было прогрессом. В светских учебных заведениях и в только нарождающихся на российском пространстве тренингах ни флипчарт, ни оверхед-проектор, ни компьютер не применяли вовсе. Диктофон, магнитофон, оверхед-проектор, фланелеграф, мультипроектор применяются в религиозном обучении и сейчас. Особое внимание уделяется при обучении дизайну пособий. Но на первое место активно и прочно вышли компьютерные технологии и компьютерные программы. Сегодня студенты в Семинариях обучаются на ПК, а на религиозных тренингах всё чаще они появляются со своими Ноутбуками.

Оценочная система в протестантских учебных заведениях принята процентная. В связи с этим достаточное место в обучении преподавателей занимает освоение персональным компьютером. Электронные ведомости позволяют легко и быстро подсчитывать средний балл и процентные показатели знаний. Стандартизированные проверки достижений проводятся с помощью тестов. Тесты вообще очень широко применяются как для оценки знаний учащихся, так и для оценки работы преподавателя. Самые, пожалуй, используемые – это Преподавательский тест на способности (СТнаС), тесты на достижения (Metropolitan и Stanford), тест на основные навыки, которые каждый преподаватель может получить почтой (757 Third Avenue New-York, NY 10017), к сожалению, только на английском языке. [4,209]

Другие направления - использование компьютера как репетитора, как поисковика информации, как возможность создания баз данных и электронных картотек, как мастера презентаций и как издательский мини-офис. Выбор программ для освоения весьма широк: Power Point для подготовки презентаций и как основное средство визуализации; издательская программа Adobe Page Maker для подготовки наглядных пособий, буклетов, брошюр, рекламного материала; Galloper Personal для организации работы и планирования.

Планирование собственной работы и управление временем. О Тайм-менеджменте я впервые услышала в 1991 году на одном из религиозных тренингов. Тогда в сфере планирования мне были знакомы только грандиозные пятилетние планы страны и тонкие тетрадочки с ежедневными планами школьных учителей. А в религиозном обучении уже тогда наука о планировании времени и даже управления им заняла прочные позиции. Чуть позже, в христианском Институте мне посчастливилось узнать эту науку поближе. Составляя «пробные» планы на день, на неделю, на месяц, на год, на пять и десять лет мы горели желанием распланировать всё и вся. Пожилой ирландец-преподаватель терпеливо и мужественно вёл нас по лабиринтам познания. Знакомил с методом Стивена Кови, матрицей Эйзенхауэра, АВС-анализом, пирамидой времени. Он научил из американского листа для писем (близкий к нашему формату А-4) делать органайзер Покет Мод (Pocket Mod) в 8 страниц. Да, в христианских учебных заведениях всегда знали цену времени…

Мы проходили обучение вместе с мужем и четырьмя нашими детьми, младшему из которых тогда не было и трёх лет. Мне очень хотелось «не ударить в грязь лицом» перед другими студентами. К тому же, от природы обладая довольно высокой работоспособностью, я постаралась прописать в своих планах всё до минутки. Получив после проверки свои листы я прочитала замечание преподавателя на английском и русский перевод, сделанный ассистентом: «Экселант! Но не умирайте так быстро, мы ещё хотим общаться с Вами». Это было хорошим уроком. С тех пор тема Тайм-менеджмент одна из моих любимых. А наряду со «старыми» оргсредствами давно уже появились новые: Хипстер Пи-Ди-Эй (Hipster PDA) - созданный, как портативное средство разгрузки мозга и организации времени. Органайзер Про Вер (Organizer Pro Veer) и другие компьтерные программы. Жизнь не стоит на месте. Попав сегодня на религиозный тренинг современному бизнес-тренеру найдется, в чём повысить свою квалификацию.

Библейская психология – так же один из аспектов обучения в богословских учебных заведениях. Он изучается и в высших школах, и на тренингах. Это, прежде всего возрастная психология. Много внимания уделяется периоду беременности, родам и младенческому возрасту. Христианство традиционно считает, что основы познания закладываются буквально у колыбели, что воспитание ребёнка начинается до его рождения и заканчивается в возрасте приблизительно 5 лет. Не случайно один католический священник на вопрос, сколько времени занимает обучение и обращение в христианскую веру, ответил: «Взрослого человека я бы обучал примерно 5 лет. После этого он, вероятнее всего, уверует. Но до конца жизни будет сомневаться в существовании Бога. Дайте мне младенца, и через пять лет я сделаю его католиком. Он останется им на всю свою жизнь». Поэтому, большое значение придаётся изучению детского восприятия, детской психологии, осмыслению своих детских лет. Это даёт хороший стимул к самопознанию, выявлению своих задатков, склонностей, возможностей.

Психологические возрастные кризисы, их зависимость от смены ведущей деятельности и их влияние на познавательные процессы – ещё один аспект изучения личности человека и психологии его развития в религиозных учебных заведениях. В чём же отличие от светского образования? Неужели «старик» Зигмунд Фрейд, Карл Юнг, Адлер, Фромм недостаточно дали нам в этой области? Ведь есть детская психология И.С. Кона и В.С. Мухиной, изучение подростков Ж.Ж. Руссо и К. Левиным. Есть труды Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина, концепция Д.И. Фельдштейна и Э.Г. Эриксона. Есть теория П.Я. Гальперина и Ж. Пиаже, оригинальные методы А. Валлона и Х. Вернера, исследования Кеттлера и Люшера.

Что нового может в этой области дать именно Библейская психология? Она и не даёт чего-то нового. Скорее возвращает к забытому старому, к истокам, к смыслу бытия. Для тренера она даёт преимущество увидеть сущность человека с другой, непривычной стороны. Учит переосмысливать общепринятые вещи и идеи, вырабатывать свою позицию, не быть категоричным.

В религиозном обучении присутствует и ряд других предметов: Душепопечительство, Пасторология, Миссионерство, Лидерство, Личностные отношения, Построение гармоничной семьи, Христианское воспитание детей, Навыки ведения беседы, Публичные выступления. Но в рамках одного Доклада невозможно охватить всё, что изучается.

Что же нового, полезного, применимого для тренинговой работы можно извлечь из религиозно богословского образования?


Явные плюсы:
  • Иная точка зрения на мир, дающая навык толерантности и новые творческие посылы в преподавании, расширение границ восприятия.

  • Самосовершенствование, приобретение привычки «докапываться до истины».

  • Новый взгляд на целеполагание, мотивацию в обучении и дисциплину.

  • Овладение новыми методиками и техниками: молитва, толкование текстов, формирование личностных барьеров, заучивание наизусть, Mind Maps и т.д.

  • Связь библейских доктрин и этики тренерской профессии, осознание способности к творчеству как дара Божьего.

  • Познание Библии как культурно исторического и литературного памятника, использование её как источника информации, примеров и афоризмов.

  • Красота слова, истинное значение многих понятий, публицистические навыки.

  • Овладение современными техническими средствами в преподавании.

  • Изучение абсолютно новых областей знания.
Есть и явные минусы такого обучения:

Оно узконаправленно, христоцентрично, сложно учиться в богословском учебном заведении человеку не верующему. Хотя такие случаи встречаются.

Крайне мало межконфессиональных или внеденоминационных религиозных учебных заведений, которые принимают на обучение вне зависимости от личного вероисповедания (а вот на краткосрочные религиозные курсы попасть куда проще).

Численность христианских школ возрастает. Часть из них создаётся в силу недостаточных или неадекватных причин. [13,281] Неизбежно, что какие-то из них будут проводить не качественное и не вполне соответствующее христианским ценностям обучение.

Хорошего уровня богословские учреждения находятся только в крупных городах, что делает их мало доступными для широких масс.

Обучение платное, длительное, сложное. Не каждый готов оплачивать свою квалификацию сразу и деньгами, и временем, и личными усилиями.

Список использованной литературы:

  1. Августин Блаженный. «Исповедь». Эссе.

  2. Верклер Генри. Герменевтика. Учебник.

  3. Ellen D. Gange. The Cognitive Psychology of School Learning. Boston: Brown and Co., 1985

  4. Kenneth and Howard. The Christian educator’s handbook on teaching. Press Publications, 1998.

  5. Клауд Генри, Таунсенд Джон. «Барьеры». СПб.: Мирт, 2000

  6. Лейн Т. «Христианские мыслители». СПб, "Мирт", 1997. С. 158-164.

  7. Ле Пье Эндрю. «Пути руководства». Статья.

  8. Ливитт Гай. «Успешное преподавание». М.: Богомыслие, 1995.

  9. Льюис Клайв «Удивлённый радостью». Очерк.

  10. Лютер Мартин. Лекции по “Посланию к Римлянам” (1515-1516).

  11. О' Коннелл Дэвид «Религиозные колледжи Америки». Статья.

  12. Роттердамский Эразм «Руководство христианского воина». Очерк.

  13. Христианская педагогика. Учебник. СПб.: Библия для всех, 1997.

  14. Хэдли Стефан. «Религиозное образование в Европейских государственных школах».

  15. Библейские ссылки:

    A. 1-я книга Паралипоменон, глава 4 , стихи 9-10

    B. Книга Ездры, 7:10

    C. Евангелие от Матфея 4:19

    D. Евангелие от Иоанна, 1:1

    E. Первое Послание Тимофею 4:12

    F. Первое Послание Тимофею 4:16

    G. Второе Послание Тимофею 2:2

    H. Второе Послание Тимофею 2:15

10-я Конференция бизнес-тренеров и консультантов


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Публикации на аналогичную тему:

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian