Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



О вводных упражнениях для тренинга


В книгах и статьях по тренингу можно найти несчетное количество описаний вводных упражнений. Вводное упражнение особенно необходимо, когда члены команды не знакомы между собой и когда команда проведет вместе несколько часов или дней.

Главная цель большинства вводных упражнений на тренинге — помочь участникам немного лучше узнать друг друга. Ниже приводятся предложения о том, какие вводные упражнения более подойдут для ваших команд. Некоторые вводные упражнения проводятся очень быстро, выполняя функцию подготовки к следующему заданию. Из других можно сделать более обширные упражнения в начале большого командного проекта. Внимательно рассмотрите следующие моменты.

  • Триумфы, травмы и тривиальности. Попросите каждого вспомнить свой самый недавний триумф из любой сферы его жизни (о которой человек может рассказать), затем спросите о каком-то травмирующем опыте (проблеме, несчастье и т. д.) и спросите о чем-то тривиальном: о том, что может показаться интересным или забавным. Затем попросите всех по очереди примерно в одном предложении рассказать о каждом таком опыте. Помните, что такое задание часто затрагивает очень глубокие личные переживания, поэтому приберегите его для команды, где участники либо хорошо знакомы, либо им нужно хорошо узнать друг друга.

  • О чем вы думаете? Это может оказаться быстрым способом узнать,с чего начинают работу члены команды. Попросите участников подготовить короткое заявление (одно предложение) о самом важном для них на настоящий момент. Это помогает участникам отвлечься от беспокойных мыслей, например о больном ребенке или сдаче экзамена по вождению, и дает возможность отложить больные вопросы в сторону перед тем, как переходить к работе над заданиями.

  • Как вас зовут? Попросите, чтобы каждый по очереди представился (назвал тот вариант своего имени, который он предпочитает), рассказал, почему его так назвали и какие чувства вызывает у него свое имя. Это не просто помогает членам команд узнать, как кого зовут, но и позволяет им узнать кое-что из жизни друг друга, об их взглядах и т. д. Помните, что некоторым людям вообще не нравятся их имена, поэтому принимаются и вымышленные имена.

  • Упакуйте свой чемодан. Попросите каждого перечислить 10 предметов, которые они бы уложили в свой чемодан на случай экстремальных обстоятельств. Подчеркните, что выбранные вещи не обязательно должны по размеру помещаться в чемодан и к ним можно отнести и домашних питомцев, но не людей. Затем попросите участников походить по классу в поисках еще пары людей, которые в своих списках отметили, по крайней мере, две такие же вещи. Это позволит им распределиться на команды по три или четыре человека, у которых есть много общих тем для разговоров, прежде чем они перейдут к выполнению настоящей работы в командах.

  • Что я люблю, а что ненавижу. Попросите каждого назвать то, что в самом деле нравится, и то, что вызывает глубокое отвращение. Попросите рассказать о каждой этой вещи всей группе. Это помогает участникам запомнить имена друг друга и сломать между собой некоторые барьеры.

  • Чего вы действительно хотите? Попросите каждого набросать в нескольких словах, чего бы они действительно хотели получить от обучения, которое вот-вот должно начаться. По очереди зачитайте написанное (или поместите листочки на флипчарте и поясните текст). Это помогает членам группы (и тренерам) выявить отправную точку группы.

  • Что вам уже известно по этой теме? Попросите каждого коротко, в общих чертах написать на самоклеющемся листочке наиболее важную информацию, уже известную им по теме, которую должна изучать команда. Отведите им примерно одну минуту, чтобы зачитать свои мысли или разместите эти листочки на флипчарте. Это дает возможность членам команды почувствовать себя автором полезных идей, а тренерам не повторять того, что уже известно участникам.

  • Изобразите мордашку. Попросите каждого нарисовать на листе бумаги (или на самоклеющемся листочке) выражение лица, отражающего их чувства на данный момент (или по поводу темы, которую они собираются вместе рассматривать). Вы можете удивиться, сколько у вас окажется самых разных «улыбающихся мордашек».

  • Подготовьте картинку с небольшими нарисованными фигурками, которые выполняют различные действия. Затем попросите участников сказать, какое действие наиболее точно выражает их чувства в данный момент (например, сами роют себе яму; сидят на верхушке дерева; находятся снаружи, заглядывая вовнутрь и т. д.). Используйте это, как основу для знакомства друг с другом во время общения в командах.

  • Откройте потайные глубины. Попросите участников распределиться по двое и рассказать друг другу «то, что очень немногие знают обо мне» и чем они готовы поделиться с командой. Затем попросите их партнеров раскрыть команде услышанный ими «большой секрет», например занятия бальными танцами, знакомство со знаменитостями, умение складывать стены из камней или еще что-нибудь. Очевидно, что это упражнение наиболее полезно при появлении новых членов в команде, где остальные участники уже знакомы друг с другом, или когда в уже сложившейся команде появляется новый лидер.

  • Смастерите модель из подручных материалов. Выдайте командам из четырех или пяти человек материалы типа газет, пластиковых стаканов, веревок, изоленты, пластиковых соломинок и т. д. Попросите участников спроектировать и смастерить из этих материалов либо башню максимальной высоты, либо мост между двумя стульями, который способен выдержать игрушечную машину, либо любую другую наглядную форму. Попросите их во время работы над заданием поразмышлять о происходящих в команде процессах (кто руководил, кто собственно выполнял работу, кто почти не участвовал и т. д.). Попросите развить эти мысли о групповых процессах и поделиться ими со всей группой в виде сжатых выводов.

  • Развивайте навыки говорения. Попросите участников сесть попарно спиной к спине. Выдайте одному участнику в каждой паре простые линейные рисунки, изображающие квадраты, треугольники, прямоугольники и круги, так чтобы партнер не видел изображение оригинала. Попросите участника, держащего рисунки, описать только словами, что изображено на его листке, а его партнера попытаться воспроизвести оригинал на чистом листке. Через определенное время пусть они сравнят оригиналы с копиями и обсудят, что это задание показало им о вербальной коммуникации. Подобное задание можно разработать и с использованием пластиковых кирпичей.

  • Создайте живую картину. Попросите команды из семи или восьми участников определить какую-то тему для своей картины (например, «возвращение домой», «век техники», «время для развлечений») и затем создать живую картину, где они исполняли бы роль ключевых элементов. Предложите каждой команде по очереди «представить свою картину» другим командам и обсудить, каким образом они выполняли это задание. Участники получат большее удовольствие, если сделать полароидные или цифровые снимки их работы, но не проводите это упражнение, если чувствуете, что участники не хотят, чтобы к ним прикасались другие.

  • Организуйте охоту за сокровищами. Выдайте каждой команде карту учебного центра или кампуса и список заданий, которые им нужно выполнить на этой территории. Можно включить в перечень, например, такие задания: сбор информации с доски объявлений, проверка какой-то ссылки в Интернете, сбор информации о ценах на какие-либо определенные товары в магазине, составление плана помещений в сложном здании и т. д. Разные команды должны выполнять задания в различном порядке, чтобы не создавать сутолоки на отдельных участках (и возле отдельных людей). Определите срок окончания охоты за сокровищами и учредите призы для тех, кто закончит вовремя. Это задание помогает участникам одновременно узнать как друг друга, так и то, что их окружает.

  • Которые из них — «вы»? Раздайте каждому листок, содержащий, скажем, 20 утверждений по изучаемой теме. Попросите участников выбрать из них три наиболее подходящих к ним утверждения. За-тем попросите каждого по очереди рассказать о своем первом выбранном варианте и узнать у остальных, выбирали ли они сами этот вариант.

  • Проведите собеседование со своим соседом. Попросите участников по парам проинтервьюировать друг друга, скажем, на протяжении трех минут, записывая ключевые моменты, которые потом можно включить в сводку о собеседовании. Затем по кругу попросите всех представить своего соседа остальной группе.


    1500 советов тренеру и менеджеру по персоналу. Под ред. Фила Рэйса, СПб, "Питер", 2003 г., с.100-103.


    Мы Вконтакте:
    вступайте!

    Мы в ФБ:
    вступайте!

    Мы в Твиттере
    Добавляйтесь!
    Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

  • Публикации на аналогичную тему:

    Методические статьи
    Статьи и дискуссии
    Полезные бизнес-цитаты
    Коллекции
    На главную
    Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
    Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

    Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
    Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


    English
    Deutsch
    Russian