Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



Управляя стихией: 7 типовых ошибок при организации креативных бизнес-процессов

 Автор: Бондаренко Денис Алексеевич,
Тренер-консультант (г. Москва)

Когда представитель отсталой цивилизации впервые видит автомобиль, он в обычной для себя манере объясняет его функционирование тем, что внутри сидит злой дух, а умение управлять устройством - это умение «белого колдуна» подчинить себе духов. Сегодня представление о процессе творческого труда у среднестатистического обывателя по уровню мифологичности не сильно отличается от вышеописанного объяснения. Мифы, окружающие творческий процесс, достаточно вариативны:

- Талант от Бога (Природы), он или есть при рождении либо нет.

- Творческие люди капризны, к ним нужен особый интуитивный подход, рационально это не объяснить.

- Нельзя управлять озарением, оно может настать в любой момент, а можно ждать долгое время и не дождаться и т.д. и т.п.

Главный посыл, содержащийся в этих и многих других мифах: «Творческий процесс принципиально не управляем!» - или управляем очень сложно, с помощью духовных или психологических практик.

Всё бы ничего, и это бы не являлось бы острой проблемой, если бы не огромное количество направлений в современных видах бизнеса, требующее решения творческих задач. Это такие виды деятельности, как шоу-бизнес с потребностью создавать новые произведения массового искусства на потоке, реклама и PR, а так же направления архитектуры, дизайна, педагогики, инженерной отрасли, требующие новых небанальных решений.

А это значит, что руководителю бизнеса или Заказчику проекта необходимо выстраивать отношение с представителями творческих направлений деятельности, и для этого ему потребуется:

- понимать суть процесса творческой деятельности;

- регламентировать и оптимизировать творческие бизнес-процессы, донося регламент до исполнителя.

В данной статье мы рассмотрим типовые ошибки организации творческих бизнес-процессов и способы их преодоления.

Ошибка №1 – отсутствие регламентации творческих бизнес-процессов.

Общая болезнь для российского менеджмента - это отсутствие регламентации даже ключевых бизнес-процессов. Из-за присутствия в сознании вышеописанных мифов регламентирование процессов креатива даже не приходит в голову некоторых руководителей.

ПРИМЕР. Если есть в бизнесе хоть одна область, которую считают неподдающейся упорядочению, то это разработка программного обеспечения для компьютеров. В сравнении с тем, как выходит на рынок большинство программ, любая, даже самая никудышная, система разработки новых продуктов в других отраслях покажется образцом дисциплины. Разработчиков программного обеспечения все (в том числе они сами) считают этакими ковбоями и свободными художниками. Они могут быть наделены огромными талантами, но не выказывать ни малейшего интереса к дисциплине или правилам. Свою работу они традиционно считают творчеством и художественным самовыражением, ничуть не похожим на труд инженера. Слово «хаос» будет недостаточно выразительным, чтобы описать, что творилось в отделе разработки программ компании Hewlett-Packard несколько лет назад. Множество инженеров работали без всякого взаимодействия друг с другом, каждый следовал за своей музой. Неудивительно, что новые программы Hewlett-Packard неизменно появлялись на рынке с опозданием, с превышением бюджета и с ошибками. В начале 90-х гг. тогдашний руководитель компании Льюис Платт с огорчением заметил, что 70% серьёзных проблем, которые он был вынужден рассматривать, касались программного обеспечения.

Хаммер М., Бизнес в XXI веке: повестка дня, М., “Издательство “Добрая книга”, 2005 г., с. 128-132.

Так мифы о творчестве являются причинами совсем не мифических материальных потерь. Поэтому важно помнить, что любой бизнес-процесс может и должен быть разделен на этапы.

ПРИМЕР. Уже несколько десятилетий в различных книгах и курсах по бизнес-консалтингу приводится следующая схема работы бизнес-консультанта с запросами Заказчика:

1. Описание исходной проблемной ситуации «со слов Заказчика»;

2. Перевод консультантом исходной проблемной ситуации в систему задач;

3. Решение консультантом – в ряде случаев совместно с Заказчиком – системы задач;

4. Согласование полученной системы решений с Заказчиком;

5. Внедрение отобранных Заказчиком решений.

Источник: Анализ результатов конкурса по решению 23 бизнес-задач

Ошибка №2. Отсутствие чёткого документально закрепленного заказа на творческий продукт.

Если Заказчик передает грамотному Исполнителю чётко прописанную инструкцию (прим. ГОСТ, ISO) по созданию ранее выпускаемого продукта он может быть уверен, что при чётком следовании инструкции Исполнитель произведет именно тот продукт, который нужен Заказчику. Творчество - это создание нового. Поэтому продукт творческого бизнес-процесса не может быть описан в инструкциях по его созданию на 100%, но к этому нужно стремиться.

ПРИМЕР. Сергей, креативный директор одной дизайнерской компании, рассказал мне, что когда он занял свой пост, то обратил внимание на то, что у некоторых молодых дизайнеров много времени уходит на переделывание заказа по причине того, что они, по их словам, не могли «уловить» настроение Заказчика. Когда он стал выяснять, каким образом они выявляют потребность Заказчика, абсолютно все дизайнеры ответили, что все начинается с фразы: «Что бы Вы хотели видеть?» - а дальше уже дизайнер задавал уточняющие вопросы по ходу диалога с Заказчиком. Понятно, что такое интервью снижало вероятность чёткого понимание дизайнером Клиента. Клиент не профессионал, и задача исполнителя как профессионала - помочь Клиенту визуализировать свои потребности. Что сделал Сергей для оптимизации процесса формирования потребности Клиента?

1. Ввёл строгую и обязательную для всех анкету-интервью работы с Клиентом, где был перечень всех вопросов, которые должен был задать дизайнер.

2. Потребовал при выявлении потребности максимально использовать наглядные материалы, в частности, для определения желаемых цветов, текстур, используемых материалов.

3. После проведенного интервью и заполнения дизайнером анкеты-заказа Заказчик ставил свою подпись на бланке, подтверждающую его согласие с записями, сделанными дизайнером.

4. Сергей ограничил количество переделок бесплатных проектов до двух, затем если Клиента не устраивал вариант, следующая переделка была платной.

Результатом этих нововведений стало значительное снижение количества переделок и повышение скорости работы дизайнеров.

ПРИМЕР. Автор данной статьи в период работы внутрикорпоративным тренером, получая заказ от руководства на подготовку торговых представителей к продаже новинок, вводимых в продуктовый портфель, использовал следующую стратегию:

1. Выяснял у маркетологов характеристики продукта, целевых потребителей, конкурентные преимущества, стратегию позиционирование для Клиентов.

2. Далее формировал тренинговую программу, в которой полученный у маркетологов материал при помощи базы шаблонов воплощался в речевые модули (воронку вопросов, презентацию выгод товара и ответы на потенциальные возражения), которые торговые представители использовали при работе с Клиентом.

3. Программа утверждалась у коммерческого директора (естественно, его подпись на программе я не требовал).

4. После того как программа была утверждена, следовало аудиторное и полевое обучение с получением обратной связи от участников.

Ошибка №3. Перегрузка творческого сотрудника рутинными обязанностями

ПРИМЕР. Из интервью с Вячеславом Полуниным: « - Вы много лет работали за границей. Как работается в России сегодня?
Всё достаточно сложно. В России девяносто процентов моей энергии уходит почему-то на ерунду, и только десять - на творчество. Поэтому я в своё время решил: я дам в десять раз больше России, если буду привозить туда спектакли, сделанные за рубежом. Потому что я их привезу десять. Если же я буду работать в России, то рожу один спектакль за десять лет».

Иванова Н., Вячеслав Полунин: цирк, да и только, журнал «Chief Time», 2013 г.

Любой творческий бизнес-процесс условно можно разделить на такие составляющие, как:

- нетворческая работа, без которой творческий процесс невозможен; в НИИ это покупка необходимого оборудования и реактивов, для тренеров и консультантов это закупка билетов, бронирование помещений для семинара, в работе архитектора и дизайнера это - замеры, в театре это - подготовка аксессуаров для актёров и сценического инвентаря и т. д., и т.п. Понятно, что загружать творческого работника подобными задачами экономически нецелесообразно, т.к. это чревато не только затягиванием времени получения творческого продукта, но и тем, что зарплату за эти задачи творческий работник получает как за творчество, а в реальности выполняет работу закупщика либо делопроизводителя.

- околотворческая деятельность – это деятельность, требующая хорошего знания творческого процесса, но не предполагающая создания нового. Эта такая деятельность, как редактура статей, подбор вариантов типовых решений и пр.

- собственно творческая деятельность, т.е. работа, направленная на создание нового: создание архитектурного или дизайн-проекта, программы тренинга, консалтинговых продуктов, проекта PR акции и пр.

Целесообразно чтобы специалист ответственный за собственно творческую часть работы минимально был задействован в нетворческих аспектах процесса.

ПРИМЕР. В гастролях по США и Канаде Сергея Васильевича Рахманинова обычно сопровождали: представитель концертного бюро и настройщик от фирмы «Стейнвей». «Несмотря на то, что в обязанности одного из сопровождающих входили проверка кассы, сношение с местными менеджерами, а в обязанности другого - только настройка рояля, оба они помогали Рахманинову во время его путешествия по громадной Америке. Они были в курсе расписания поездов, занимались покупкой железнодорожных билетов, переговорами о комнатах в гостиницах, проверкой счёта и расплачивались за Сергея Васильевича в отелях, ресторанах, такси; заботились, насколько могли, о его комфорте в поездах, в концертах; перевозили багаж в поезд в случаях, когда с эстрады надо было спешить прямо на железную дорогу, и всячески оберегали от назойливых посетителей и посетительниц. Без их помощи Сергею Васильевичу было бы просто невозможно справиться одному».

Сатина С.А., Записка о С.В. Рахманинове, в Сб.: Воспоминания о Рахманинове, Том 1 / Сост.: З. Апетян, М., «Государственное музыкальное издательство», 1961 г., с. 61-63.

Ошибка №4. Отсутствие базы типовых решений.

Приступая к решению творческой задачи, важно задаться таким вопросом: «Были ли успешные решения аналогичных задач в организации где я работаю, в стране, в мире?» Игнорируя чужие достижения, творческий работник рискует потратить огромное количество времени на изобретения велосипеда. Важно заранее ещё до начала творческого процесса обзавестись базой типовых решений опираясь на которые, можно получить качественный результат, варьируя их и адаптируя под собственные условия.

ПРИМЕР. Фрагмент из интервью с Александром Градским.

«- Гениальные самоучки в музыке невозможны?
- Исключены. Музыкой надо серьёзно заниматься, я говорил это всем - прислушался один Макаревич, который, по крайней мере, не зациклился на «Машине» и выдумал сначала сольный проект, потом этот свой креольский оркестр.
- А как же «Битлз»? Они и нот не знали.
- У битлов не было музыкального образования, но у них был великий продюсер Джордж Мартин. Когда Харрисон придумал один уменьшенный аккорд для песни, он прибежал к Мартину: «Слушай, какую я придумал обалденную штуку!» Тот сказал ему: «Это дети в первом классе проходят!» «Так что, мы не будем это записывать?» - «Почему, будем, хорошая песня, но ты ничего не выдумал!»

Александр Градский: «Музыка существует для выражения главного и необъяснимого» Новая газета / Выпуск № 146 от 27 декабря 2013

Примерами подобных баз типовых решений в инженерной отрасли являются издания, которые так и называются: «Типовые решения и проекты», аналогичные издания есть у архитекторов и дизайнеров, для тренеров и консультантов есть предложения от простых книжек типа «Сто разминок для бизнес-тренинга» или «Сундучок тренера» до профессиональных экспертных систем, где собраны приёмы и решения со всего мира.

Ошибка №5. Отсутствие самоконтроля с помощью чек-листа.

Чек-лист - это форма контроля и самоконтроля исполнителя, позволяющая избежать типовых ошибок. Как правило, в чек-листе перечисляются ключевые характеристики продукта или процесса, отсутствие которых значительно снижает качество.

ПРИМЕР. В своё время ко мне, как специалисту по обучению и развитию персонала, обратился один из руководителей продающего подразделения с просьбой помочь повысить качество выкладки товара, которую делали торговые представители в торговых точках. Торговые представители регулярно забывали какую-нибудь важную деталь при проведении выкладки. Традиционный метод контроля посредством фотоотчёта не давал нужного эффекта, т.к. фотоотчёт торгового представителя просматривался уже после того, как он покинул точку и не позволял скорректировать сделанную выкладку до следующей недели, т.е. очередного визита к Клиенту. Я предложил ввести маленькие чек-листы на пять вопросов, которые помогли торговым представителям контролировать самих себя, а так же руководителям контролировать ТП.

Чек-лист

Контрольные вопросы

Да / Нет
(указать причину)

1. Могу ли я переставить товар на лучшую полку?


2. Могу ли я поставить товар корпоративным блоком?

3. Могу ли я расширить долю полки?

4. Могу ли я сделать дополнительную выкладку?

5. Могу ли я разместить POSM (рекламные)-материалы в торговой точке?



ПРИМЕР. Примером списка контрольных вопросов является также методика И.Л. Викентьева «Методика оценки методик: контрольные вопросы для оценки методик в области менеджмента, маркетинга, рекламы и PR».

Здесь автор выделяет 4 базовых критерия оценки методики:

1. Доступность изложения для среднеодарённого пользователя. Т.е. насколько легко приёмы, которые представляет методика, помогают решать задачи в указанной области специалисту среднего уровня.

2. Новизна методики. Позволяет ли методика решать новые задачи, возникающие перед пользователем, либо решать старые задачи, но новым, более эффективным способом, или все представленное есть лишь старые идеи, которые с помощью пары фокуснических фраз выдаются за новые.

3. Инструментальность методики. Дает ли методика простой алгоритм(ы) действий в той или иной ситуации, исполнение которого приводит к повышению вероятности решения задачи, или же сводится к примитивным эмоциональным призывам: «В ситуации, когда вы находитесь на пике, возможно все, поэтому просто поверьте в себя и вы станете действительно всемогущим».

4. Затратность методики. Позволяет ли методика специалистам среднего уровня решать задачи при минимальных материальных и временных затратах?

Более подробно с методикой можно ознакомиться на сайте автора методики.

Ошибка №6. Отсутствие экспертной оценки.

С планеты Земля можно с помощью специального оборудования можно разглядеть движение в космосе всех планет солнечной системы, кроме одной. Знаете, какой? Правильно - самой Земли. Для того, чтобы творческий продукт был адекватно оценен, он нуждается в оценке других экспертов, помимо самого автора.

ПРИМЕР. В своё время автор статьи был ведущим клуба бизнес-тренеров. Самой частой темой встреч клуба была «обкатка» нового материала. Внутрикорпоративные тренеры и фрилансеры демонстрировали части своих будущих тренингов и получали обратную связь как от коллег-тренеров, так и от потенциальных потребителей, т.к. в клуб ходили не только тренеры, но предприниматели, руководители и другие интересующиеся.

Ошибка №7. Массовый запуск творческого продукта без опробирования.

Даже при использовании чек-листов и оценок сторонних Экспертов новый продукт всегда может преподнести сюрприз именно при внедрении, поэтому если есть возможность провести испытание на контрольной группе потребителей этой возможностью не стоит пренебрегать.

ПРИМЕР. Руководитель учебного центра одного из автосалонов поделился со мной опытом: «Когда мы разрабатываем новые стандарты обслуживания, для начала мы обучаем не всех сотрудников, а 2-3 самых лучших продавцов либо сервис-менеджеров, которые принимают заказы на ремонт и техосмотр. Через 2-3 недели работы совместно с ними корректируем схему работы и речевые модули и только после обкатки обучаем всех остальных специалистов, работающих с Клиентом.

ПРИМЕР. Малоизвестный факт: прежде чем выпускать новый фильм на «широкий экран», Чарли Чаплин устраивал бесплатный просмотр для беспризорников. Сам маэстро устраивался позади, и если в запланированном месте ребятишки не смеялись, приговор был однозначен: эпизод переснимался. Великий Чаплин не хотел делать ошибок и управлял восприятием зрителя наверняка. Сходным образом поступал русский писатель Борис Житков, чьи книги для детей выдержали много изданий. (Дридзе Т.М Язык и социальная психология. М., 1980 г.)

Викентьев И.Л., Приёмы рекламы и public relations. Программы-консультанты: 446 примеров, 200 учебных задач и 21 практическое приложение, СПб, 8-е дополненное издание, «ТРИЗ-ШАНС» и «Бизнес-пресса», 2007 г.


ВЫВОДЫ:

1. Любой творческий процесс может и должен быть регламентирован.

2. Грамотный регламент не мешает созданию нового, но упрощает процесс за счёт упорядочивания расходов ресурсов: времени, финансов и физических сил.

3. Целесообразно творческого сотрудника максимально нагружать именно творческой работой, а вспомогательные процессы передать Сотрудникам, время которых обходится более дёшево для организации.

4. Творческие работы также важно рассортировать по уровню сложности, и за каждым уровнем сложности закрепить время и цену выполнения. Это так же позволяет оптимизировать расходы ресурсов компании.

ПРИМЕР. «Я знаю нескольких таких счастливцев. Один из них Художник, представляющий из себя ходячий бренд, другой – Великий Изобретатель. Художник зарабатывает с картин. А Изобретатель одно время неплохо зарабатывал, продавая технические решения. Поскольку оба они – талантливые люди и работают очень быстро, то применяют в отношении Клиентов особый приём, который Художник назвал: «деньги должны вылежаться». Приходит Клиент с заказом. На следующий день у Художника уже готов его портрет или заказанная картина. А у Изобретателя оригинальное решение технической проблемы, с которой к нему обратились, рождается прямо в момент разговора с Клиентом. Но ни Художник, ни Изобретатель Клиенту готовый результат сразу не вываливают. Потому что Клиент – дурак. Ребята выжидают пару-тройку недель: Клиент должен быть уверен, что работа была трудная, муторная и долгая, в противном случае ему будет тяжело расставаться с деньгами».

Александр Никонов, Управление выбором. Искусство стрижки народных масс, «Питер», 2011 г.

5. В современных условиях непростительным является «изобретение велосипеда», т.е. тратить время на придумывание того, что уже создано. Целесообразно на законных основаниях использовать уже созданный творческий продукт, а на его основе создавать свои. Поэтому каждый творческий сотрудник должен иметь базу готовых решений.

6. Будущий творческий продукт не может быть описан Заказчику на 100%, но все характеристики, которые можно описать, должны быть описаны и согласованы с Заказчиком.

7. Не существует методики, гарантирующий создания отличного нового продукта, но существуют типовые ошибки, избежав которых, автор творческого продукта существенно повышает вероятность получения качественного результата. Перечнем таких ошибок является чек-лист оценки продукта или процесса.

8. Существуют, по крайней мере, два важных аспекта, мешающих автору продукта адекватно оценить его качество: это любовь создателя к своему произведение и «замыленность взгляда». Поэтому для повышения вероятности создания качественного творческого продукта целесообразно использовать такие инструменты, как:

а) оценка Экспертов;

б) опробирование на небольшой группе Пользователей.

в) формальные методики оценки – Прим. Редактора TREKO.RU А.Б. Соколова

9. Следование совету Иосифа Бродского «понимать, что есть люди лучше тебя» производит профилактику комплекса Бога, и, следовательно, экономит время, нервы и другие ресурсы, стимулируя создавать качественный продукт, который можно в дальнейшем улучшить, вместо желания создать идеальный продукт здесь и сейчас.


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Публикации на аналогичную тему:

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian