Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



500 закономерностей инженера И.Л. Викентьева

 Автор: Викентьев Игорь Леонардович,
Консалтинговая фирма «ТРИЗ-ШАНС»
Сайт: http://vikent.ru/vikentyev/

Я знаю Игоря Леонардовича Викентьева почти 30 лет. Все эти годы он занимался инновационными проектами. Сегодня представляю Вашему вниманию интервью о его последнем проекте: крупнейшем в Европе интернет-портале, посвящённом изучению гениев и талантов, материалы для которого Игорь Леонардович собирал с 1979 года.

Я благодарю Читателей портала VIKENT.RU, принявших участие в обсуждении и дополнении данного материала в гугл-облаке.

Александр Соколов, октябрь 2015.

Игорь Леонардович, когда по поводу того или иного музыканта, режиссёра, дизайнера говорят: «гений!» – насколько это правомерно? Есть ли определение гения? И в чём разница между гениями и талантами?

Термин «гений» довольно древний: он появился в Древнем Риме и со временем оброс массой значений. Его могут использовать, чтобы похвалить кого-то, для выражения иронии или превознося себя-любимого и т.п.

Если же мы используем термин в научном смысле, то этим словом характеризуется не творческое состояние или субъективное самоощущение личности, а некий выдающийся (!) результат, прорыв, качественный скачок в разных областях: от военного дела до гуманитарных наук.

Собранная мной и частично опубликованная на портале VIKENT.RU статистика говорит о том, что у большинства выдающихся европейцев такие прорывы были единичны – а значит, толком неуправляемы самим творцом. Только отдельные личности смогли сделать прорыв, качественный скачок многократно. Полагаю, это было не просто стечение обстоятельств, вероятно, эти личности обладали неким интуитивным пониманием механизмов подобных прорывов.   

Не вдаваясь в детали, отмечу: гениев удобно разделять на качественные уровни. 

Есть гении, есть супер-гении… есть таланты, а есть лауреаты квартальной премии.

Станислав Лем высказал идею о том, что гениев высшего уровня несовершенное человечество не знает – ему нечем их понимать…

А таланты? Таланты входят в дверь, приоткрытую гением.

С обывательской точки зрения выгоднее быть талантом: больше благ и меньше рисков; талант,  по возможности, не будет ссылаться на гения-первооткрывателя; традиционно и таланты, и их окружение  завышают своё историческое значение.

Зачем изучать гениев? Некоторые считают, что гением надо родиться! Что тут изучать?

В Европе за последние  три века возникло 239 подходов к изучению творческих личностей.

Назову два:

- Подход-1: Изучение Я - то есть самой личности и её ощущений.

- Подход-2: Изучение Результата деятельности творческой личности - нового и полезного для социума или профессиональной прослойки.

По поводу подхода-1: он кажется более простым, но все известные мне многочисленные авторы, его исповедующие, увы, запутались в проблеме…

По поводу подхода-2: я придерживаюсь его уже 37 лет, и за эти годы удалось выявить более 500 закономерностей гениальности в разных областях. По ряду причин, этот материал я не публикую. Естественно, поскольку публикации нет – уважаемый читатель, по научной традиции, имеет право не верить мне на слово. 

Выскажу гипотезу, что знание так называемых «механизмов гениальности» – для выявления которых, в том числе, была проанализирована деятельность большинства нобелевских лауреатов – увеличивает возможности части социума. Почему «части»? Потому что даже знание этих механизмов не избавляет творческую личность от необходимости много работать… 

Недаром наукой в мире занимается около 1% населения.

Ряд ТРИЗовцев, в том числе, учившихся у Вас,  в 90-е разъехались по разным странам и консультируют западные компании. Вы остались в стране и создали портал VIKENT.RU. Какой от него практический толк?

Уехавшие ученики консультируют не по вопросам высшего творчества, а по решению технических задач – по «железкам». А наша страна покупает их решения уже в виде готовых продуктов.

Что касается последнего проекта, то… в процессе работы над ним появляются методики, позволяющие решать целые классы «нежелезных» задач: литературных (подробнее здесь) педагогических, социальных и т.п. Еженедельно провожу подобные эксперименты. Если бы практических результатов не было бы – и интервью этого не было бы – зачем засорять Internet? 

Кто занимает первые строчки в Вашем рейтинг гениев за последние 100 лет? 

Есть древняя традиция, идущая из Египта: «Последний бог – первый фараон». Божественное происхождение власти и т.п. Не погружаясь в этот вопрос, могу сказать, что древним властителям часто приписывались универсальные свойства: он и первый воин и первый охотник и первый жрец и первый любовник одновременно.

Далее происходит постепенное дифференцирование: появляются разные люди, которые оцениваются как: «наш первый мудрец», «наш первый архитектор», «наш первый медик» и т.п. При этом «первый мудрец» может лихо толковать древние тексты, но не очень понимать, скажем, в медицине, а «первый стратег» вообще не уметь толком стрелять из лука…

Думаю, что за последние 100 лет крупнейшим гением был Генрих Саулович Альтшуллер [1926-1998]. 

Почему он, а не физики, химики, биологи, Нобелевские лауреаты? Физики, химики, биологи и сотни других уважаемых специалистов развивали науки… заложенные за несколько веков до них.

И это важно, нужно, ново и полезно всем нам.

Г.С. Альтшуллер открыл нам новое измерение, для которого он использовал термин «Управление творчеством».

Увы, здесь уместно вспомнить про упомянутый выше эффект Станислава Лема…

Аналогичные попытки делались и другими личностями в XX веке, но были успешно заболтаны наукообразными философами. А вот пример, как несколько сотен докторов философии разрабатывали национальную идею России.  

Ваша оценка: с какой частотой рождаются гении? 

Эта тема ждёт своего исследователя. На портале опубликована подборка оценок, сделанных выдающимися европейцами. Авторы этих оценок имели свои творческие результаты, и поэтому у них было моральное право судить о творческих достижениях других.

Часто приводят оценки: один гений на диапазон от нескольких тысяч – до миллиона современников. Знаю, что эти цифры печалили академика Д.С. Лихачёва… 

Но сказанное выше о числе гениев справедливо при условии, если процессом появления творческих личностей никак не управлять, а пустить, так сказать, дело на самотёк в стиле: ну, если им надо, пусть гении и самозарождаются… 

Можно ли развить в своем ребёнке таланты? Что для этого делать? Как их выявить на самой ранней стадии?

Это тема отдельного большого интервью – в двух словах её качественно не раскрыть.

Что самое трудное в изучении гениев? 

На тему творчества изданы тонны литературы. Минимально-приличного в ней – примерно 0,25%. Или – 1 страница из 400. Поэтому мне приходится – помимо других работ – размечать для сканирования 5-7 килограммов книг в день.

Далее, когда накапливается некая критическая масса данных – формируются новые закономерности. Они вероятностные, но позволяют понимать природу изучаемых явлений и моделировать их.

Хронически мешают популярные предрассудки – им подвержены даже люди с научными степенями. Например, в 1864 году 29-летний тюремный психиатр Чезаре Ломбро́зо выпустил первое издание книги: «Гениальность и помешательство» - и этот мем-заголовок тиражируется до сих пор. 

И неважно, что Чезаре Ломбро́зо был далеко не первый, кто писал на эту тему; неважно, что ещё в год выхода книги, его упрекали другие учёные за некорректную трактовку биографий; неважно, что в послесловии – которое в отличие от названия известно немногим – сам автор не был столь категоричен в отношении гениев… Мем «гений – это психическое заболевание» процветает.

К радости обывателей, которые ежедневно используют достижения гениев и талантов.

Есть ли у Вас предшественники? От чьих работ Вы отталкиваетесь?

Конечно – их многие тысячи.

Если судить по Собраниям сочинений, то большинство выдающихся людей размышляли о природе творческой деятельности… Это обычно происходит в «узловые моменты» их биографий.

Назову два таких момента. Во-первых, юность: это гормоны, когда человек ищет себя, ужасается «Неужели я буду такой как все? Нет, я не будут такой как все!» - как правило, это пылко пишется в юношеских дневниках, обсуждается с друзьями, которые потом оставляют нам воспоминания…

Второй момент – в районе 40 лет, время подведения первых итогов, когда появились успехи, поклонники и ученики. Личность рассуждает в стиле: «Почему я достиг, а другие – нет? Вместе же начинали!» Как правило, это задокументировано в томах, где приводится публицистика и/или письма.

К сожалению, подобные рассуждения  непродуктивны в методическом плане...

Почему?

Одна из главных причин – человек в 40 лет что-то объяснил себе и ближайшему окружению, успокоился и … всё. В лучшем случае, он придумал простейшую одномерную модель, которая не применима читателями этого интервью. Примеров таких высказываний – масса:

У одного: «Гениальность – это нетерепение, это всегда порыв!»

У другого: «Гениальность – это умудрённость, вселенское спокойствие, созерцание с вершины мира».

Ну как? Прочитав это, Вы стали талантливее, Вам это помогло в решении профессиональной задачи?

Мой вариант: гениальность – это серия (!) сложных явлений, принципиально не описываемых одной фразой.

Я не нашёл более простого описания, чем упомянутые выше 500 закономерностей

Если кто-то сможет описать проще – аплодирую стоя!

Но пока – см. выше про 0,25%. И эта цифра описывает качество работ в науке о творчестве не только в стране – в мире. 

Какие существуют заблуждения по поводу гениальности?

На портале опубликована подборка высказываний известных личностей на эту тему – более 100 мифов о творчестве, начиная с античности.

Если будете читать, обратите внимание на интересные эффекты, скажем:

Эффект-1: Умный и образованный человек логично рассуждает… Но как только доходит до рассуждений о высшем творчестве (создание нового жанра в искусстве, преодоление парадигмы в науке и т.п.) – «соскакивает» на эмоции и метафоры.

Эффект-2: Некоторые мифы о творчестве превращаются со временем в откровенные глупости, тиражируемые (за неимением теории творчества) в СМИ и учебных заведениях.

Сегодня есть оценки, сколько убийств ежедневно видит школьник по телевизору… Было бы интересно подсчитать, сколько аудио- и видео-глупостей о творчестве воспринимает мальчик или девочка, скажем, к 20 годам. Подобная «накачка глупостью с детства» явно искажает их творческие возможности, косвенно вредит всем нам.

Ну, это гении – а я-то простой смертный. Зачем мне это?.. 

После открытия портала VIKENT.RU, я регулярно мониторил статистику посещаемости его разделов. Для меня оказалось неожиданностью, что раздел «Деградация творческих личностей» еженедельно находится «в топе».

Замечу, что рядом есть разделы: «Деградация обычных граждан»; «Деградация сообществ»; «Распад творческого коллектива»; «Деградация страны»… Но они вообще никого не интересуют.

Я никого не призываю (не мой стиль), но могу посоветовать, на кого стоит ориентироваться. Выбирая ориентиры, человек может равняться:

- на людей, которые хуже себя-любимого

- на равных себе – «таких же, как Я»

- на людей, которые «чуть лучше меня и у них есть недостатки»!

- и на людей, которые намного лучше.

Точной цитаты нет, но И.А. Бродский призывал периодически допускать, что в мире есть люди, которые лучше Вас.

Это очищает. 

Вторая часть этого интервью – ответы И.Л. Викентьева на присланные Вами вопросы.


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.
Редактор TreKo.RU Александр Соколов

English
Deutsch
Russian