Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



«У моего Заказчика – третий орангутанг России…» (о становлении профессиональных Клубов)


Рынок тренингов и консалтинга проходит те же стадии, что и рынок рекламы и PR

 Автор: Викентьев И. Л.,
ТРИЗ-ШАНС, 2004 г.
Сайт: http://www.triz-chance.ru/vikent.html

Приведенная в заголовке фраза произнесена видным рекламистом на рекламной тусовке десятилетней давности. Тогда он не нашел лучшего способа подчеркнуть коллегам свою значимость…

Обычно говорят: какова реклама – такова и экономика, а качество рекламной продукции – своего рода индикатор развития рынка. В постперестроечный период на территории б. СССР данное утверждение оказалось не верным. Реклама – очень динамичный вид бизнеса, и внедрение новой разработки может быть сделано буквально в течение нескольких часов и дней. И если отечественные производители в целом еще только мечтают торговать на мировом рынке продукцией, которую нельзя перекачивать по трубам, то факт: нормальные рекламщики уже работают с крупнейшими европейскими и мировыми производителями…

При чем здесь реклама? Автору статьи представляется, что, отвлекаясь от отдельных частностей, развитие рынка тренингов и рынка консалтинга в России в своих основных чертах повторяет развитие рынка рекламы и public relations.

Примечание: статья представляет собой ответы на вопросы Редакции журнала «Интертренинг». На сайте публикуется сокращенный вариант, полный вариант статьи в ближайшее время будет опубликован в упомянутом журнале.

Вспомним начало 90-х годов прошлого века. В городах и весях СНГ было типично выяснение отношений между рекламными агентствами по следующим поводам:

  • Кто главный / лучший?

  • У кого самые крутые Заказчики? (немного утрируя – у чьего Заказчика самый длинный капот автомобиля или большой орангутанг в личном зоопарке…)

  • Кто имеет западный сертификат, например, из Франкфуртской школы рекламы?

  • В каком агентстве работает настоящий Академик Нью-Йоркской академии наук?

  • У кого есть непознаваемое остальными «know-how» работы?

  • Кто будет проводить фестиваль рекламы в нашем городе (и там будет мэр!)?

  • Чей стенд на выставке рекламы был самым «нажористым»?

  • Кого мы примем, а кого – не примем (мы их не любим) в наше межкишлачное объединение лучших рекламистов мира?…


  • Назовем это Стадией-1. Схожие «игры» сегодня мы наблюдаем на российском рынке тренинга и консалтинга. Наверное, психолог, изучив приведенный выше список, даст свои комментарии ситуации; профессиональный конфликтолог – свои.

    Автору же представляется, что в списке перечислены типичные «детские болезни» становления рынка.

    И полезно осознать, что ими надо переболеть, чтобы расти и развиваться дальше. А существенная часть самодельных выставок, фестивалей, гильдий, ассоциаций и т.п. сегодня забыты, поскольку были не более чем переходной и принципиально неустойчивой формой существования общественных объединений на молодом рынке. А рынок, как и всегда, оказался сильнее и просто переварил эти незрелые формы.

    Да, на Стадии-1 вступать в многочисленные незрелые ассоциации, гильди и академии уважающему себя профи необходимости нет, поскольку, как выразилась уважаемая Редакция журнала «Интертренинг»: «Орлы летают одиноко, бараны пасутся стадами».

    С другой стороны, не так быстро как хотелось бы, но тем не менее сегодня рекламный рынок уже перешел на Стадию-2 и выяснилось, что, например, универсальный вопрос: «Кто самый крутой?», дробится на:

  • Кто лучший по креативу?

  • Кто крупнейший по бюджетам?

  • Кто заметнее в Internet?

  • Кто интереснее работает с PR-текстам?

  • У кого качественнее выстроены бизнес-процессы?

  • Кто результативнее работает с промо-акциям? и т.п.


  • А при 2-х годичных занятиях во Франкфуртской школе рекламы, собственно рекламе уделено всего 60 часов (то есть, чуть больше чем на пятидневном семинаре); а диплом Нью-Йоркской академии наук вообще не причем, поскольку это - благотворительная организация по содействию развитию науки. Диплом академика стоит $40; диплом академика в рамочке – $100…

    Оказалось, что среди фестивалей есть приличные и неприличные (например, где пьющее и зависимое жюри изначально понимает, что главный приз будет у главного спонсора фестиваля). Есть крупные выставки рекламы, есть средние, а есть проводимые однократно...

    При этом потихоньку вырабатываются критерии оценки профессионализма, и размер любимого орангутанга Заказчика становится все менее актуальным…

    И наступает понимание, что хочешь ты этого или нет, но если ты попал в первую десятку агентств, то нужно:

  • Покупать дорогостоящую «EPICA-BOOK» (сборник эталонных работ);

  • Внимательно смотреть Каннские ролики;

  • Выписывать несколько приличных изданий по маркетингу, рекламе и PR;

  • Регулярно ездить на приличные тусовки: фестивали и выставки;

  • Участвовать в работе “круглых столов” по формированию стандартов работы на рынке;

  • Всячески привлекать и холить высококвалифицированных Сотрудников;

  • Посылать Сотрудников повышать квалификацию в определенные (а не любые!) тренинговые фирмы.


  • Кроме того, совершенно понятно, что, например, рекламная служба «ЛУКОЙЛ» будет искать подрядчиков для рекламной кампании на приличном фестивале рекламы, а не станет обращаться к местному гению с плохим характером, который никогда (!), ни при каких обстоятельствах (!) не посещает (!) никакие фестивали. Да, Конституция России не запрещает игнорировать фестивали, но местный гений рискует остаться в одиночестве и без серьезных заказов… А значит, без приличного офиса и без приличного оборудования… А значит, далее, впрочем, очевидно…

    На Стадии-2, к которой стремительно идет отечественный рынок тренингов и консалтинга, участие даже высоких профессионалов в приличных тусовках – некая рыночная неизбежность, независимо от их привычек, желаний и взаимонепризнаваний…

    Такова диалектика: на Стадии-1 рынка участие в незрелых общественных объединениях часто трата нервов, времени и сил; а на Стадии-2 скорее необходимость. Или, как говорят актёры: «Это входит в профессию».

    Судя по анализу динамики рынка на Западе, развития нашего рынка рекламы можно предсказать, что следующим этапом развития отечественного рынка тренингов и консалтинга станет существование в условиях не декларируемой, а реальной конкуренции, когда необходимо будет:

  • защищать свои права на интеллектуальную собственность;

  • заботливо строить свой Brand;

  • вырабатывать стандарты работы и правила тиражируемости бизнеса (в этой связи всегда рекомендую разработку: Сычев С.В., Фирменные стандарты компании "ANY");

  • заниматься нешуточной Internet-поддержкой обучаемых и обученных;

  • иметь приличные «твёрдые копии» (раздаточные материалы, аудио-видео-курсы, компьютерные программы );

  • регулярно, а не по настроению, повышать квалификацию своих Сотрудников;

  • публиковаться и т.п.


  • Часть этих работ, так или иначе, будет идти с помощью профессиональных объединений, где удобнее:
  • узнать последние новости рынка;

  • обсудить с конкурентами общие проблемы;

  • «взаимоопылиться» новинками, контактами и Клиентами;

  • получить приглашения на специализированные мероприятия (как в качестве гостя, так и в качестве участника, ведь организаторам выставок и конференций проще работать с Ассоциацией, Клубом и т.п., чем с каждым специалистом «поштучно»);

  • общаться с прессой (которой также проще прийти на плановую тусовку, чем вылавливать ньюсмейкеров по одиночке);

  • стать участником совместного проекта, издания и т.п.


  • К сожалению, судя по ряду признаков, многие ошибки будут воспроизведены на уровне Ассоциаций, Федераций, Гильдий, Союзов бизнес-тренеров и консультантов...

    Выводы?

    Желаю коллегам - тренерам и консультантам:
    1. внимательнее отнестись к опыту подобных объединений на других рынках (или: опыты «методом проб и горестных ошибок» уже поставлены);


    2. быстрее миновать этап «детских болезней»;


    3. получить от понимания этого удовольствие.


    Мы Вконтакте:
    вступайте!

    Мы в ФБ:
    вступайте!

    Мы в Твиттере
    Добавляйтесь!
    Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

    Публикации на аналогичную тему:

    Методические статьи
    Статьи и дискуссии
    Полезные бизнес-цитаты
    Коллекции
    На главную
    Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
    Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

    Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
    Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


    English
    Deutsch
    Russian