Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru




Тренинг импровизации


Термин «импровизация» обычно означает, что произведение (музыкальное, прозаическое, стихотворное и т.п.) не выучено исполнителем либо исполнителями заранее, а создается на глазах у публики на основе заданной темы, а также ощущений и ассоциаций исполнителей.

В некоторых жанрах творчества (например, в джазе) импровизация входит в стандартный арсенал исполнителя. Вместе с тем надо отметить, что 100%-но «чистой» импровизации не бывает, так как исполнитель «творит» с использованием заранее подобранных заготовок, фрагментов (в том числе – заимствованных), приемов и т.п.

На тренинге импровизации учат свободно комбинировать данные своего и чужого опыта, свои и чужие впечатления и т.п. В театральной педагогике, а также в области психотерапии, часто используются упражнения, когда, например, учащемуся необходимо сымпровизировать действия и речь некоторого персонажа, логически вытекающие из его характера и заданной ситуации…

ПРИМЕР. «Многие упражнения даются в первую очередь для того, чтобы раскрепостить актера, помочь ему осознать собствен¬ные возможности, после чего заставить слепо следовать ука¬заниям извне. Тогда, натренировав чуткое ухо, он сумеет в себе самом ощутить порывы, которые в другом случае нико¬гда бы не почувствовал. Например, прекрасным упражнением послужит шекспировский монолог, разбитый на три го¬лоса как канон. Необходимо, чтобы три актера читали его по нескольку раз с головокружительной быстротой. Поначалу техническая трудность поглощает все внимание актеров. За¬тем постепенно, по мере преодоления трудностей их просят раскрывать смысл, не нарушая жесткой формы. Из-за скоро¬сти и механического ритма это представляется невыполни¬мым: актер оказывается не в состоянии использовать обычные выразительные средства. Затем он внезапно разрушает барьер и тогда понимает, как много свободы скрывается в недрах самой жесткой дисциплины. Другой пример - взять слова «Быть или не быть - вот в чем вопрос» и раздать их восьми актерам по слову каждому. Актеры стоят тесным кру¬гом и пытаются произносить слова друг за другом, стремясь создать живую фразу. Это настолько сложно, что даже самый своенравный актер воочию убеждается, насколько он глух и невосприимчив по отношению к своему соседу. И когда по¬сле продолжительной работы фраза внезапно зазвучит, все испытывают упоительное ощущение свободы. В мгновение ока они вдруг увидят, что означает Групповая Игра и какие в ней заключены трудности. Упражнение можно разрабатывать дальше, заменяя глагол «быть» другими с той же степенью утверждения или отрицания, и, наконец, можно звуками или жестами заменить одно слово или даже все и тем не менее попытаться сохранить живой драматический порыв всех участников этого опыта.

Цель подобных упражнений - довести актеров до такого состояния, когда один делает что-то непредвиденное, но достоверное, а остальные подхватывают это и отвечают на том же уровне. Это и есть ансамблевое исполнение или, ина¬че говоря, ансамблевое творчество. Неверно полагать, что упражнения - это школа, требующаяся актеру только на оп¬ределенном этапе развития. Актер, как и любой художник, подобен саду, так что бесполезно пытаться выполоть в нем сорняки раз и навсегда. Сорняки постоянно растут - это со¬вершенно естественно, и их приходится удалять, что тоже не только естественно, но и необходимо».

Питер Брук, Пустое пространство. Секретов Нет, М., «Артист. Режиссер. Театр», 2003 г., с. 159-160.


Реформатор театра К. С. Станиславский [1863-1938] считал, что импровизация позволяет избавиться от актёрских штампов, инерции мышления.
См. также:
Рекомендуемые источники:

Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!


Видеолекции И.Л. Викентьева о принятии творческих решений

Электронный словарь тренера и консультанта

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 
A-Z 

Поиск по всему тексту статей:



Благодарим Вас за пользование Словарем!

Вы можете поддержать "Словарь тренеров и консультантов", разместив на Вашем сайте:

вот такой баннер:

Словарь тренера и консультанта

или форму для поиска в Словаре TREKO.RU:

Подробности »

Введение
Статьи
Цитаты
Коллекции
На главную

Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian