Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru




Тренинг самоутверждения


Автор тренинга самоутверждения - Э. Сэлтер / A. Salter. В своей книге «Conditioned Reflex Therapy» автор распространил основные понятия теории И.П. Павлова, прежде всего возбуждение и торможение, на область повседневного поведения.

«Сэлтер предложил программу работы с пациентами, имеющими дефицит спонтанности в выражении чувств, проблемы в реализации своих желаний, поэтому часто страдающими чувством неполноценности, и обычно демонстрирующих достаточно ригидный репертуар стереотипов поведения. Сэлтер считал, что у индивидов, не уверенных в себе, тормозимость возникает в процессе научения, когда их наказывают за нежелательное с точки зрения окружающих поведение. Его программа экспрессивного тренинга включала несколько последовательно решаемых задач.

1. Обучение внешнему выражению чувств, особенно связанных с интерперсональными взаимодействиями.

2. Обучение согласованности выражения в мимике и пантомиме.

3. Закрепление новых стереотипов поведения с получением дифференцированной информации (обратной связи) от окружающих.

4. Сознательное использование местоимения «Я» клиентом при выражении им собственной позиции и своих желаний.

5. Приобретение способности к спонтанности и гибкости в поведении в реальной жизни.

6. Обучение использованию одобрения и похвалы, использование самопохвалы.

Программа, предложенная Сэлтером, начала реализовываться почти через 10 лет после дополнительного импульса, связанного с работами Вольпе / J. Wolpe о систематической десенситизации. С точки зрения Вольпе, причиной неуверенности индивида является социальный страх, который должен стать основным объектом воздействия. Торможение страха достигается с помощью внешнего поведения самоутверждения, сначала осуществляемого в тренинговой группе, а потом в реальной жизни.

Программа реализуется с помощью следующих приемов:

1) вербальная информация и инструктирование, позитивное одобрение поведения самоутверждения;

2) поведенческие упражнения различной степени трудности, поэтапное прохождение клиентом упражнений для внешнего прямого выражения своих чувств, желаний;

3) социальное подкрепление новых стереотипов вне терапевтического кабинета, принятие новой философии жизни.

Другой известный представитель поведенческой психотерапии А. Лазарус / A. Lazarus рассматривал тренинг самоутверждения как способ преобразования агрессии в социально- приемлемые способы, приобретение пациентом «СК» (социальной компетентности). Достижение «СК» состоит в умении выражать свои желания, требования, просьбы, способности сказать «нет», способности внешне проявить в поведении позитивные и негативные чувства, способности начинать, поддерживать и заканчивать беседу. Последовательное овладение этими
интерперсональными умениями и составляет основное содержание тренинга самоутверждения, предложенного А. Лазарусом.

Тренинг самоутверждения может использовать разные стратегии в зависимости от теоретических представлений психотерапевтов, проводящих его. Однако можно выделить несколько аспектов, обычно прорабатываемых независимо от общей модели построения тренинга.

1. Концепция себя. Негативная концепция себя, сложившаяся в результате онтогенеза, часто является программой, предопределяющей результат действий («эффект ожиданий» по Альберту Бандуре / Bandura, 1977). Поэтому тренинг включает когнитивную перестройку самоценности.

Пациент должен научиться распознавать автоматические когниции типа: «у меня это не получится», «это мне не удастся» и др., и заменить их на уверенные правила саморегуляции или правила, уменьшающие значимость неудачных действий. Изменение когнитивного компонента требует и изменения оценки собственной реакции и реакции других людей, а также всей ситуации (тренинг социальной сенсибильности).

2. Социальная компетентность.

Повышение способности к социальной дискриминации, понимание контекста, в котором осуществляется действие, осознание времени и места реализации нужного стереотипа, расширение репертуара поведенческих реакций.

Решение этой задачи осуществляется с помощью обучения расширенному восприятию ситуации и выбора первого шага. Используется ролевая игра, моделирование (тренинг) in vivo, а также информация и инструктаж на когнитивном уровне.

3. Работа со страхом и торможением. Работа со страхом и торможением строится на разрушении стереотипа избегания тревожной ситуации и укреплении в поведении активного стереотипа преодоления. Поскольку тренинг самоутверждения связан с взаимодействием, то проводят его, как правило, в группе. Важный принцип - достижение «минимально эффективного стереотипа».

Фёдоров А.П., Когнитивно-поведенческая психотерапия, СПб, «Питер», 2002 г., с. 160-163.
См. также:
Рекомендуемые инструменты:

Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!


Видеолекции И.Л. Викентьева о принятии творческих решений

Электронный словарь тренера и консультанта

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 
A-Z 

Поиск по всему тексту статей:



Благодарим Вас за пользование Словарем!

Вы можете поддержать "Словарь тренеров и консультантов", разместив на Вашем сайте:

вот такой баннер:

Словарь тренера и консультанта

или форму для поиска в Словаре TREKO.RU:

Подробности »

Введение
Статьи
Цитаты
Коллекции
На главную

Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian