Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru




Способы, методы, технологии разрешения противоречий


Разрешение противоречий при решении изобретательских задач – одна из фундаментальных моделей ТРИЗ, также разработана Г.С. Альтшуллером.

С одной стороны, эта модель обладает большой общностью и позволяет работать с очень разными задачами, с другой – она менее алгоритмизирована и менее наглядна, чем, например, применение конкретных приемов.

Вот как иллюстрировал разрешение противоречий сам автор теории в своей книге для школьников (Генрих Альтов – литературный псевдоним Г.С. Альтшуллера):

«Обычное мышление оперирует простой логикой: «да» значит «да», «нет» значит «нет», «чёрное» - это «чёрное», «белое» - это «белое» и т. д. Теория решения изобретательских задач вырабатывает другой стиль мышления, опирающийся на диалектическую логику: «да» и «нет» могут сосуществовать в «да - нет», «черное» может быть и «белым»…»

и далее:

«В лаборатории исследовали процесс электросварки. Ученых интересовало, как плавится металлический стержень, внесенный в дугу, и как при этом меняется сама дуга. Включили дугу, сняли кинофильм, посмотрели его. И тут оказалось, что на экране видна только дуга. Она ярче
капель металла, поэтому их не видно. Решили повторить опыт. Включили вторую дугу, более яркую, направили ее свет на капли металла и снова сняли фильм. Теперь видны были только капли металла (их высвечивала яркая вторая дуга), а первой дуги, менее яркой, на экране не было.

Исследователи задумались: что же делать?..

И тут появился изобретатель.

- Типичное физическое противоречие, - сказал он. - Дело в том, что...

Так какое же здесь физическое противоречие? И как его преодолеть?

Внимательно прочитав условия, можно легко сформулировать физическое противоречие. Вторая дуга должна быть, иначе не видны капли металла, и второй дуги не должно быть, иначе мы не увидим первую дугу.

Техническое противоречие обычно формулируется мягко, например так: чтобы увеличить скорость грузовика, надо уменьшить вес перевозимого груза. Скорость конфликтует с грузоподъемностью, но не исключено, что возможен какой-то компромисс. В физическом противоречии конфликт
предельно обострен. Однако в мире изобретательства свои законы: чем острее сформулирован конфликт, тем легче его преодолеть… Дуга, освещающая капли металла, не может одновременно быть и не быть. Значит, она должна то быть, то не быть - вспыхивать и гаснуть. Тогда на одних
кадрах фильма будут только капли металла, а на других - только дуга. При демонстрации фильма оба «сюжета» соединяются: мы увидим и дугу, и капли.

Противоречивые требования разделены здесь во времени. Можно разделить их и в пространстве. Вспомним решение задачи о трубе: стальной лист разрезан частично, то есть в одних местах разрез есть, а в других - нет. Существует и более хитрый путь совмещения несовместимого: придадим объекту одно свойство, а его частям - другое, противоположное. На первый взгляд это кажется невероятным - как из чёрных кубиков построить белую пирамиду?! Но вот велосипедная цепь: каждое ее звено жесткое, негнущееся, а в целом цепь гибкая… Словом, физические противоречия, требуя совместить несовместимое, не заводят в тупик, а облегчают путь к решению задачи.

К примеру, задачу 10 - «смягчение» воды - решить трудно. Неясно даже, за что уцепиться.

Сформулируем физическое противоречие. Бассейн должен быть заполнен водой и должен быть заполнен чем-то более мягким, чтобы спортсмен не получил травмы при неудачном прыжке. Что мягче воды? Газ, воздух. Вывод: надо заполнить бассейн… воздухом.

Может показаться, что мы зашли в тупик. Вода держит пловца, но она «жесткая» при ударе. Газ «мягкий», но и в заполненный газом (то есть пустой) бассейн прыгать нельзя. Выявив противоречие, мы обострили задачу, но, как ни странно, вдали вспыхнула искорка ответа. Хорошо, пусть одновременно будет и то, и другое! Пусть спортсмен прыгает в «смесь» воды и воздуха, в «газированную» воду. Именно так решили задачу советские изобретатели, получившие авторское свидетельство N 1 127 604, по которому воду под вышкой - перед прыжком - «газируют», пропуская воздушные пузырьки. Противоречие устранено: «газированная» вода остается водой, но удар о неё почти неощутим».

Альтов Г., И тут появился изобретатель, М., «Детская литература», 1989 г., с. 41 и 21.


Опыт обучения ТРИЗ школьников старших классов, студентов и взрослых специалистов показывает, что различные способы разрешения противоречий усваиваются большинством обучаемых после личного нарешивания каждым из них примерно 30-40 учебных творческих задач.

Наиболее подробно способы формулирования и разрешения бизнес-противоречий даны в книге-методике: Викентьев И.Л., Приёмы рекламы и public relations. Программы-консультанты: 446 примеров, 200 учебных задач и 21 практическое приложение, СПб, «ТРИЗ-ШАНС» 8-е издание, 2007 г., 406 с.
Рекомендуемые источники:
Рекомендуемые инструменты:
Сервисы TreKo.RU:

Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!


Видеолекции И.Л. Викентьева о принятии творческих решений

Электронный словарь тренера и консультанта

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 
A-Z 

Поиск по всему тексту статей:



Благодарим Вас за пользование Словарем!

Вы можете поддержать "Словарь тренеров и консультантов", разместив на Вашем сайте:

вот такой баннер:

Словарь тренера и консультанта

или форму для поиска в Словаре TREKO.RU:

Подробности »

Введение
Статьи
Цитаты
Коллекции
На главную

Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian