Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru




Классификация методов науки


Синонимы: Классификация научных теорий

«Во всех случаях, когда начиналось формирование научного представления о действительности, развитие науки продвигалось одним и тем же путём, проходя одни и те же этапы. […] На этом пути чётко различимы следующие четыре ступени в подъёме науки от первоначального знакомства со своим предметом и до полного раскрытия его свойств и качеств. Отличительной чертой, характеризующей науку на каждой ступени её развития, является используемый язык описания объектов и явлений. С развитием знания наука переходит от нестрогого и нечёткого естественного языка ко всё более формализованному, обобщающему и специфическому языку науки. В познании идёт процесс абстрагирования от деталей и частностей для выявления сущности и закономерностей. Вот почему четыре ступени в развитии науки названы ступенями абстракции.

Они обозначаются греческой буквой β. Вот эти ступени:

- первая ступень - феноменологическая (β1) на которой описание свойств и качеств объекта науки осуществляется на естественном (житейском) языке. Понятно, что феноменологическое описание появляется в итоге первоначального знакомства исследователя с объектом и накопления о нём исходной информации;

- вторая ступень - качественная теория (β2) На этой ступени, в результате более полного изучения свойств и качеств объекта, зарождается специфический язык науки с присущей ей терминологией и символикой. На этом языке излагаются найденные свойства объектов, формулируются закономерности их функционирования и создаются условия для предсказания возможных исходов участия объектов данной науки в различных процессах и явлениях;

- третья ступень - количественная теория (β3) - представляет собой результат такого развития науки, когда знание свойств объекта достигло такого уровня, что на основе построения математической модели возможного функционирования объекта удаётся сформулировать точный прогноз исхода любого процесса, в котором задействован объект;

- четвёртая ступень - аксиоматическая теория (β4) - это такая ступень абстракции, когда сформулированные закономерности и построенные модели обладают такой общностью, что они объясняют и прогнозируют поведение любых объектов любой природы. На четвёртой ступени абстракции наука как бы возвращается в своё первоначальное состояние, но на завершающем витке её развития.

На заре развития человеческого знания каждый человек науки был энциклопедистом, потому что знание об окружающей его жизни было слишком ограниченным и он знал всё обо всём, а наука была единым феноменологическим знанием. С усложнением и развитием человеческого знания о мире, в котором он живёт, люди начали специализироваться в изучении ограниченных участков действительности и стали возникать специальные науки: физика, химия, математика, география, история и т.д. От единого ранее знания отпочковались десятки замкнутых на своём предмете изучения наук. Когда науки стали достигать своей зрелости, выходя на третью ступень абстракции, стали просматриваться аналогии в закономерностях разных наук, изучающих как живой, так и «мёртвый» мир. Возникли обобщающие эти миры науки: кибернетика, теория систем, теория информации и другие. Такое обобщающее знание называют аксиоматической теорией, или четвёртой ступенью развития науки.

Итак, объективно любая наука и, следовательно, любой учебный предмет могут быть изложены на любой ступени абстракции при условии, что они достигли её в своём развитии. Это как бы четыре возможных языка изложения одного и того же предмета, на котором необходимо научить ученика говорить, думать, мыслить».

Беспалько В.П., Учебник. Теория создания и применения, М., «НИИ школьных технологий», 2006 г., с. 37-38.
Рекомендуемые источники:
Сервисы TreKo.RU:

Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!


Видеолекции И.Л. Викентьева о принятии творческих решений

Электронный словарь тренера и консультанта

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 
A-Z 

Поиск по всему тексту статей:



Благодарим Вас за пользование Словарем!

Вы можете поддержать "Словарь тренеров и консультантов", разместив на Вашем сайте:

вот такой баннер:

Словарь тренера и консультанта

или форму для поиска в Словаре TREKO.RU:

Подробности »

Введение
Статьи
Цитаты
Коллекции
На главную

Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian