Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



Особенности формирования кадрового резерва на промышленном предприятии


Конференция "Супермаркет тренингов и семинаров", г. Екатеринбург, 28 сентября 2007 г.

 Автор: Екатерина Сподина,
директор тренинговой компании «Активные формы» (г. Екатеринбург)

В условиях старения управленческого аппарата проблема формирования кадрового резерва на промышленных предприятиях выходит на первый план. (По нашим данным, более трети всех руководителей, главных и ведущих специалистов на предприятиях Урала старше 50 лет.)

«Самый лучший способ предсказать будущее
– это создать его самому»
Питер Друкер

Обследовав ряд предприятий, мы выявили ключевые проблемы руководящего состава:

1. Среди руководителей слишком мало лиц с предпринимательскими наклонностями, которые являются залогом успешного решения управленческих проблем в условиях рыночной конкуренции. Большинство ориентировано на служебную карьеру, предпочитают тихую, спокойную, даже низкооплачиваемую работу риску предпринимательства.

2. Большинство руководителей среднего звена не обнаруживают склонности к делегированию полномочий подчиненным, поэтому испытывают на работе высокое рабочее напряжение, страдают от дефицита времени для принятия управленческих решений. В основном они ориентированы на выполнение текущих, рутинных функций.

3. Довольно типичной чертой личности менеджера является консерватизм, неприятие нового.

В условиях значительного износа и морального устаревания основных фондов главные требования кадровых служб промышленных предприятий к молодым специалистам концентрируются не на вопросах технической эрудиции, а на способностях к творческой организации производства, умениях мотивировать персонал, предупреждать и разрешать управленческие конфликты. Эти качества лишь отчасти являются результатом вузовского обучения. В значительной мере они предопределены предшествующей социализацией и задатками личности. И тем не менее они поддаются аккумуляции, совершенствованию и развитию. Наибольший эффект в развитии и совершенствовании этих качеств дают краткосрочные образовательные программы, различные семинары и тренинги

Организуя работу с кадровым резервом посредством различных тренинговых программ, кадровая служба предприятия достигает ряда целей:
  • Определение ключевых компетенций, наличие которых обеспечивает успешность работы отдела/предприятия. Создание библиотеки компетенций (Каким должен быть эффективный сотрудник на каждой из замещаемых должностей?)

  • Регулярный аудит компетенций,

  • Оценка наличия компетенций и потенциала их развития у сотрудников предприятия.

  • Развитие ключевых компетенции сотрудников предприятия до уровня, требуемого для успешного функционирования бизнеса.

  • Снижение рисков при ротации и увольнении ключевых сотрудников основных бизнес-единиц, обеспечение возможности плановой замены стареющего персонала.

  • Формирование пула сотрудников, обладающих необходимым уровнем ключевых компетенций для потенциального замещения управленческих позиций различного уровня иерархии.

  • Формирование планов развития и реализация программы обучения. (Каким образом достичь целевого уровня развития компетенций?)
Рассмотрим пример подготовки кадрового резерва руководителей на промышленном предприятии.
Формирование профессиональной компетентности руководителя складывается из развития управленческой и коммуникативной компетенций.

Под компетенциями мы понимаем все знания, умения, навыки и виды поведения, необходимые для эффективной и успешной реализации задач деятельности.

Пример ключевых компетенций управленца:

Управленческая компетенция
  1. Лидерский потенциал.

  2. Гибкость, инициативность и креативный потенциал.

  3. Базовые знания современного руководителя (менеджмент, право, финансы и бухгалтерский учет) и их использование в управленческой деятельности.

  4. Знания и умения в области разработки и реализации стратегии предприятия.

  5. Навыки планирования. Навыки постановки задач, делегирования и контроля их исполнения.

  6. Навык принятия оперативных управленческих решений.

  7. Знание и использование техник управления.

  8. Владение механизмами наставничества.

  9. Умение формировать команду и управлять коллективом (оценка, подбор, адаптация, мотивация и обучение персонала).

  10. Навыки самоорганизации.
Коммуникативная компетенция
  1. Навыки ведения различных переговоров (в т.ч. деловых переговоров по телефону).

  2. Умение проводить совещания и осуществлять деловую переписку.

  3. Владение этикой делового общения.

  4. Умение разрешать конфликтные ситуации.

  5. Владение приемами личностного влияния на собеседника


Пример плана развития и обучения управленческого резерва

Программа обучения базируется на нескольких базовых постулатах:
  1. Современные менеджеры должны быть знакомы с теорией менеджмента и средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность.

  2. Современный менеджер должен уметь анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи и находить адекватное решение.

  3. Каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны, когда они применяются к конкретной ситуации. Руководитель должен уметь предвидеть последствия этого применения.
Целью настоящей программы является повышение управленческой компетенции группы сотрудников кадрового резерва предприятия.

Блок
Содержание
1. Основы современного менеджмента 1.1. Предприятие как система.
1.2. Управление развивающейся организацией.
1.3. Бизнес-организация в информационном обществе. Концепция ключевых компетенций. Инновационные процессы в организациях. Управление процессом изменений. Управление организационной культурой.
2. Стратегическое управлениеСтратегия как инструмент управления предприятием. Алгоритм проектирования стратегии развития предприятия. Проблемы внедрения стратегического управления на современных предприятиях.
3. Оперативное управление 3.1. Организационный порядок как отлаженный механизм протекания бизнес – процессов и исполнения управленческих решений.
3.2. Организационная структура.
3.3. Базовые функции менеджера.
4. Финансовый менеджмент 4.1. Диагностика системы бюджетного управления и управленческого учёта. Методы принятия управленческих решений.
4.2. Внедрение бюджетирования: технология, форматы, система контроля.
5. Производственный маркетинг 5.1. Функции и место маркетинга в организации. Особенности промышленного маркетинга. Стратегии на целевых рынках.SWOT–анализ.
5.2. Сбытовая политика.
6. Управление персоналом 6.1. Технологии кадровой работы.
6.2. Комплексная система мотивации.
6.3. Постоянная часть оплаты труда.
6.5. Переменная часть оплаты труда.
Шкала премирования. Технология целеполагания, планирования и оценки эффективности деятельности: оплата в системе управления по целям.
Процедура определения критериев (показателей) оценки.
7. Управление производством 7.1. Системы управления предприятием.
7.2. Формирование рыночного мышления. Оценка существующего состояния портфеля товаров предприятия. Оценка конкурентоспособности выпускаемой продукции.
7.3. Управление производственными мощностями и объемами.
7.4. Управление экономикой цеха.
7.5. Управление качеством.
8. Логистика 8.1. Организация систем товародвижения.
8.2. Управление запасами. Управление цепью поставок.
9. Управление проектами Концепция и основы управления проектами. Управление содержанием /предметной областью/ проектов. Информационные технологии управления проектами.
10. Психология управления Основные компетенции руководителя. Возможности и «невозможности» руководителя. Определение индивидуальной управленческой модели. Психологический возраст руководителя. Экспертная компетенция руководителя. Умение оценить профессиональную эффективность сотрудника и эффективность работы коллектива. Управленческая воля и принятие решений.


По прохождении программы резервисты должны:
  1. Знать основные, принципиально отличающиеся друг от друга подходы к эффективному управлению.

  2. Уметь работать с проблемным полем организации (подразделения, отдела, направления): формировать поле проблем, выделять ключевые проблемы, обеспечивать координацию действий персонала по решению проблем.

  3. Уметь идентифицировать индивидуальные типы поведения в проблемных ситуациях и управлять ими.

  4. Знать основные параметры управления развивающейся организацией.

  5. Стать слаженной командой управленцев.
Подводя итог вышеизложенного, заострим внимание на ключевых проблемах подготовки кадрового резерва на промышленных предприятиях и путях их решения:
  1. Отсутствие готовых специалистов-управленцев для промышленности на рынке труда, с одной стороны, и небольшое число работающих специалистов, обладающих предпринимательскими, творческими способностями, с другой стороны. Следовательно, необходимо обращать внимание на наличие этих качеств еще на этапе приёма на работу технического специалиста с тем, чтобы иметь возможность в перспективе включать его в кадровый резерв руководителей.

  2. Управленческие навыки возможно развить. Необходимо простраивать на предприятии программу развития отобранной группы специалистов, систематично обучая их навыкам оперативного и стратегического менеджмента через призму имеющегося профессионального технологического опыта.

  3. Промышленные предприятия имеют ярко выраженный демографический «провал» в управленческом составе. Реализуя программы по формированию кадрового резерва необходимо уделять большое внимание вопросам наставничества. И, вместе с тем, ориентировать проводимые мероприятия не только на развитие способностей резерва принять управление, но и на развитие у действующего руководства умения передать это управление, создавая тем самым максимально эффективную команду рыночных управленцев предприятием.

II-я Конференция "Маркетинг компании
на рынке бизнес-образования и консалтинга" »»»


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Публикации на аналогичную тему:

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian