От Редактора сайта: Клаус Фопель (Klaus W. Vopel) употребляет термин "воркшоп" (иные написания: workshop, work shop или уоркшоп), который в ряде случаев стоит понимать как тренинг, семинар, "круглый стол"...
Cамое важное — заранее настроиться на участников группы и их потребности. Вначале мы проводим что-то типа «маркетингового исследования» и спрашиваем себя: «Кто участники? Есть ли сходство с предыдущими группами? Что здесь будет по-другому?» и т. п. Можно использовать следующий список контрольных вопросов (check-list), чтобы собрать максимум информации об участниках:
- Каков стиль мышления большинства участников — эмпирически-естественнонаучный или логико-математический? Развит ли у них межличностный интеллект?
- Насколько знакома участникам предложенная тема?
- С какими новыми идеями, способами поведения, стратегиями вы хотели бы ознакомить участников? Легко ли будет усвоить их членам этой группы?
- Является ли участие в воркшопе добровольным или это обязанность?
- Какими ресурсами располагают участники?
- Какие нерешенные проблемы они могут принести с собой?
- Почему они участвуют в воркшопе?
- Что участники ожидают получить на воркшопе в личном и профессиональном планах?
- Что общего у членов группы?
- Чем они различаются?
- Происходят ли между участниками конфликты?
- Каков возраст участников и соотношение мужчин и женщин в группе?
- Есть ли у членов группы опыт участия в воркшопах?
- Какого стиля работы ожидают члены группы от ведущего? Предпочитают ли они директивный стиль ведения? Готовы ли они экспериментировать? Может быть, они больше ориентированы на безопасность?
- Какие личные убеждения, жизненную философию, «деловую» культуру приносят с собой участники?
- Какие учебные процедуры больше всего подходят для работы по теме воркшопа?
- Какие концепции, понятия, язык близки и понятны данным участникам?
- Какой временной режим работы выбрать? (Продолжительность каждой встречи, длительность и периодичность перерывов и т. п.)
- Что необходимо участникам, чтобы после работы на воркшопе они возвращались домой довольными?
- Насколько участники нуждаются в поддержке, одобрении, заботе?
- Есть ли среди них особенно незащищенные?
- Кто из участников особенно важен для вас как для ведущего?
- Планируете ли вы пригласить кого-то, кто может вдохновить участников?
Клаус Фопель, Эффективный воркшоп. Динамическое обучение, М., "Генезис", 2003 г. с. 55-56. Фрамгмент книги Клауса Фопеля любезно предоставлен издательством "Генезис", www.genesis.ru  Мы Вконтакте: вступайте! |  Мы в ФБ: вступайте! |  Мы в Твиттере Добавляйтесь! |
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах