Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



Принципы краткосрочного обучения


Доклад на Рождественской конференции СПб Клуба консультантов и тренеров
18 декабря 2004 г.

 Автор: Еремина Наталия Александровна,
Директор тренинг-консалтинговой компании «Решение» (г.Тула), 2004 г.
Сайт: http://www.reshenie-tk.ru

"Тренер дал голую теорию, не привязанную к практике"... "Тренинг был полезным, но скучным"... "Тренер разобрал много примеров, но не научил справляться с новыми трудностями"... Какими принципами руководствоваться, чтобы после тренинга участники не отпускали подобных высказываний?

Принцип 1. Качественные уровни восприятия.

Основная задача краткосрочного обучения – дать участнику тренинга за минимальное время:

  • понимание проблемы (карту вопроса),
  • типовые задачи и инструменты для их решения,
  • описать типовые проблемы/ошибки, которые могут встретиться в процессе работы.
Также хорошо помогает некая система навигации, т.е. описание признаков, по которым можно понять двигаемся мы в правильном или неправильном направлении.

Например, типичные ошибки при разработке и проведении тренингов мы можем проанализировать на основе некоторых высказываний участников после тренинга:
  • Тренер дал голую теорию, не привязанную к практике.
  • Тренер разобрал много примеров, рабочих ситуаций, но не научил справляться с новыми трудностями – не дал обобщенную модель, алгоритм, схему действия или не научил ей пользоваться.
  • Тренинг был полезным, но скучным, поэтому все устали, и желания осваивать новые технологии в практике ниже среднего.
  • Да, было весело, и полезно, и все про нашу работу, но я продолжаю считать, что использовать все эти техники влияния неэтично.
Чтобы избежать этих и других ошибок для разработки курса краткосрочного обучения стоит использовать Модель 1 Качественные уровни обучения. (И.Л. Викентьев «Приемы рекламы и PR», 2002, стр. 30.). Для получения максимального результата необходимо использовать все уровни или их максимальное количество:

Качественный уровень в тренинге
Что надо сделать Приемы и технологии тренинга /примеры
Информация Дать информацию доступно, просто, понятно. Желательно использование таблиц, простых схем, метафор. Обязательно много легко узнаваемых примеров.
Эта колонка может быть заполнена по рекомендации Оргкомитета
Эмоция Включить участников в процесс через разные эмоции: от смеха, воодушевления до чувства неполноценности. 
УбеждениеВыявить и проработать все отрицательные стереотипы участников, мешающие принять новые способы поведения. Сформировать новые стереотипы. 
ДействиеОтработать типичные рабочие ситуации посредством игр, видеотренинга, кейсов, лабораторных работ, домашних заданий. 

Модель 1 можно использовать при разработке тренинга, занятий посттренингового сопровождения, внутрифирменного обучения продукту, стандартам, технологиям работы от относительно простых видов деятельности (продажа сотовых телефонов) до сложных (программирование, поддержка компьютерных систем, проведения тренингов и т.д.). Важно чтобы каждая тема, каждое занятие разрабатывалось на основе Модели 1.

Принцип 2. Уровни подготовки участников.

Можно выделить 3 уровня подготовки участников КО (краткосрочного обучения) и ориентируясь на них, организовать учебный процесс:

Уровень участниковКраткая характеристикаКак построить обучение
Новичок Опыта работы не имеет. Значит, не испорчен, но и базы с примерами тоже нет, т.е. опереться не на что.Простейший алгоритм. Обучение на уровне поведения. Научить действовать по схеме. Убедить не отходить от схемы в течении 2-3 месяцев. Рекомендуется посттренинговое сопровождение, контроль и поддержка.
Старичок Имеет опыт работы не менее 1 года. Уже успел остыть, все вокруг надоело. Обычно работает с низким КПД, но имеет сформированные привычки и установки, часто мешающие осваивать более эффективные модели поведения.Показать неуспешность имеющихся стереотипов и моделей поведения («ткнуть мордой об стол»). Показать успешную модель поведения. Отработать ее. Рекомендуется разработать административные меры и посттренинговое сопровождение для поощрения использования в практике новых моделей поведения.
РезвячокИмеет опыт работы, причем успешный. Стремится к освоению новых технологий, открыт к обмену опытом и развитию своих внутренних резервов. Стиль обучения должен быть развивающим, т.е. минимум жестких алгоритмов, информация на уровне моделей, принципов, набор сложных задач, не имеющих однозначного правильного решения, организация обсуждений, проигрыш различных вариантов одной и той же ситуации.


Если тренер не следует модели 2, то он получит такие результаты на выходе:
  1. Новичок не понял, как конкретно надо действовать, возможно он перегружен информацией, в голове каша, усталость, и он стал похож на сороконожку, которая вдруг разучилась ходить от большого ума.

  2. Старичок зол и отрицает пользу тренингов вообще: «Ничего нового, я и так все знал, этот тренер попробовал бы на моем месте поработать, а потом уже учить лез… Теоретик нашелся…Ну чему они могут меня научить…».

  3. Резвячок не получил толчка для роста. «Да, учиться всегда полезно, но где –то в глубине души я знаю, что могло быть все совсем по другому, гораздо легче, интереснее, глубже… Эх, опять не зацепило».

Cо списком всех опубликованных Докладов Рождественской Конференции "Как создать и продвигать новый тренинг или бизнес-семинар", можно ознакомиться здесь.


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Публикации на аналогичную тему:

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian