Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



Тренинг как педагогическая технология


Доклад на Рождественской конференции СПб Клуба консультантов и тренеров
18 декабря 2004 г.

 Автор: Модестов Сергей Юрьевич,
Руководитель Высшей школы рекламы и PR, Гуманитарный Университет Профсоюзов, 2004 г.

Бизнес-тренинг, как и классическая педагогика, учитывает внутренний мир человека при работе, но не более. Главная задача педагогики - целенаправленное формирование знаний, умений и навыков, а не холить и лелеять разнообразные неврозы человека, как в случае с психоаналитиками…

Почему – по мнению автора статьи - сложно изучать, а тем более разрабатывать ТРИЗ-инструменты?

ТРИЗ оперирует абстракциями преимущественно третьего порядка. Так, все знают и понимают, что такое ножницы, лифт, самолет, компьютер - хотя бы в общих чертах. Это – знакомая конкретика. Что такое "техническая система", понимают многие. Чтобы понять, что такое техническая система, нужно построить в сознании абстракцию первого порядка, построить модель. Понять, что такое "веполь", сложнее - это модель технической системы, “модель модели”. Но гораздо сложнее для человеческой психики построить модель модели в динамике, “модель модели модели”. На это способны немногие.

Не лучше дело обстоит в проектировании новых тренингов и бизнес-семинаров. Однако, сейчас в педагогике и ее прикладных частях (например, бизнес-тренингах), растут идеи технологизации. Пока что деклараций гораздо больше, чем реальных работ, но последние понемногу накапливаются.

В настоящем докладе сделана попытка представить создание нового тренинга как проектирование новой образовательной технологии; ряд основных тезисов.

Тезис первый. Бизнес-тренинг - осознанное формирование умений и навыков.

Одно из главных отличий бизнес-тренинга от простого психологического тренинга состоит в следующем: задача психологического тренинга - работа с внутренним миром человека, его неврозами, комплексами, под- и бессознательным и т.п. В случае бизнес-тренинга "за это клиент не платит". Бизнес-тренинг гораздо ближе стоит к классической педагогике, которая учитывает внутренний мир человека при работе, но не более. Главная задача педагогики - целенаправленное формирование знаний, умений и навыков, а не холить и лелеять разнообразные неврозы человека, как в случае с психоаналитиками… Бизнес-тренинг - способ сэкономить деньги на подборе кадров. Так, если фирме нужно набрать десять квалифицированных продавцов, при найме через агентство это может обойтись, предположим, в 15000 долларов. (1500$*10 чел.) При наличии квалифицированного тренера те же 10 продавцов могут быть обучены-воспитаны из имеющихся сотрудников; при этом затраты на одного тренера будут, что естественно, гораздо ниже. Таким образом, бизнес-тренинг - это осознанное и целенаправленное формирование умений и навыков (формированием знаний занимаются, преимущественно, на бизнес-семинарах).

Тезис второй. В любом занятии должны быть три компонента: знания, умения, навыки.

Важно отметить, что классическая педагогическая триада (стадии обучения) "знания-умения-навыки" работает и здесь. Сначала человеку что-то объясняется (знания, информация), затем он тренируется, отрабатывает полученную модель (умения), затем закрепляет (переводит умение в навык). Вопрос только в том, чего в занятии больше: если 99% знаний, это - лекция. Если 99% - отработка умений и навыков, это - тренинг. Но в любом случае все три компонента должны сохраниться, иначе в психике человека не закрепятся те модели, ради которых тренинг и затевался.

Или, иначе: невозможно закрепить неизвестный (нерассказанный, непоказанный, непрочитанный) материал. Если материал только прочитать (рассказать, показать), но не дать возможности его закрепить, то он выветрится из оперативной памяти человека, не перейдя в долговременную.

Тезис третий. Любая образовательная технология = тренинг включает три обязательных стадии: подводка (размягчение) - новый материал (вкладка нового) - закрепление (замораживание).


Таблица 1

ПодводкаНовый материалЗакрепление
подводка
увертюра
вступление
кульминация
тема
основная часть
финал
кода
заключение

Эта триада многократно опробована в самых разных областях: литературе, драматургии, религиозной деятельности, музыке. Она может иметь разные названия (см. Таблицу 1) - cмысл един. Причина - инертность психики человека: любой тренинг - вкладка чего-то нового, поначалу чуждого человеческой психике. Для того, чтобы это новое вложить в сознание-подсознание, необходимо "подготовить почву", размягчить сознание, вложить, а затем заморозить обратно.

Тезис четвертый. Для каждого блока специфичны свои приемы.

Каждый прием есть отражение некоторой функции, способ ее исполнения. Вот примерный список основных педагогических функций:
  • Собрать внимание
  • Установить контакт с аудиторией
  • Объяснить новый материал
  • Закрепить материал
  • Обратная связь – емкое понятие: необходимо быстро отреагировать на что-то в аудитории, проверить усвоение материала, получить иные отклики слушателей...
  • Снять напряжение
  • Повысить интерес
Понятно, что собрать внимание можно целым рядом способов, также, как и обеспечить контроль усвоения материала, снять напряжение и т.п. Эти приемы - наполнение блоков - подчиняются своим законам, в т.ч. эволюционным.

Например, такая функция, как контроль усвоения материала, может быть выполнена по-разному. Например, существует прием “составление вопросов к материалу”. Он развивается так:

Таблица 2

Содержаниеусиление-1 и 1аусиление-2 и 2а усиление-3усиление-4
составление своих вопросовсоставление своей системы вопросов с целью раскрыть неполную темуоценивать списки вопросовпопарно отвечать на вопросы (вопросы слушателей друг другу)группа задает вопросы одному человеку; его задача ответить на максимальное количество вопросов, не пропустив ни одного.
 с целью расширить темуранжировать списки вопросов  


Прием “намеренная ошибка”, обычно используемый для усиления внимания, может быть рассмотрен в следующей логике:

Таблица 3

СодержаниеУсиление 1 и 1аУсиление 2Усиление 3Усиление 4
Преподаватель обещает сделать ошибку. Тому, кто правильно ее заметит - приз.
Ошибок несколько:

1. известно сколько;

2. неизвестно сколько
Впоследствии слушатели САМИ ловят преподавателя на ошибках. Это обоюдно стимулирует.Оценка занятия по заранее заданным критериям.Оценка занятия по периодически меняющимся критериям.


В целом можно сказать, что есть два главных направления развития тренинговых технологий:

1. Увеличение количества содержания в единицу времени. Вероятно, что "плотность" содержания может быть увеличена за счет трех основных способов:
  1. Детализация взаимосвязей в изучаемом материале с использованием диалектической логики (противоречия, системность, моделирование);
  2. Включение заданий, несущих полифункциональную (многопредметную) нагрузку - например, на тренинге продавцов участникам необходимо в одном упражнении продемонстрировать технику ведения диалога, знание прайса, владение профессиональным жаргоном и т.п. – т.е. свертка согласованных между собой моделей, блоков и т.п.

2. Увеличение инструментальности, применимости транслируемых знаний и умений.

Так, многие тренинговые фирмы на современном рынке исходят из классической парадигмы: у каждого человека есть проблемы (неврозы, комплексы и т.п.) Именно они мешают нормально работать в избранной области. Если снять часть мешающих проблем, то и профессиональная деятельность будет успешнее. Т.е. цепочка действий выглядит примерно так:

ДействиеКто делает
анализ проблем человекаучастник + тренер
снятие проблемучастник + тренер
наступает улучшениесам участник
оно провоцирует усиление проф. уменийсам участник


Надо сократить число звеньев, а значит, повысить эффективность работы. Это можно сделать за счет перехода к тренингу непосредственно профессиональных умений.

Действие Кто делает
выделение проф. уменийтренер
отработка уменийучастник + тренер

Другой пример, исторический. В средние века основу образования составляли знания, принципиально сами по себе не применимые во внешнем мире: схоластическое богословие, философия, мертвые языки (латынь, древнегреческий и т.п.) С течением времени – по сей день – каждая реформа образования приводила к все большей применимости знаний: богословские языки заменяются гражданскими, соотношение теории и практики смещается в пользу практики.

На сегодняшний день в картотеке находятся около сотни приемов по каждой технологической стадии.

Литература
  1. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. - М.: Знание, 1987.
  2. Бухвалов В.А. Алгоритмы педагогического творчества. - М.: Просвещение, 1993.
  3. Викентьев И.Л., Последовательность этапов при обучении ТРИЗ и отдельные педагогические приемы.
  4. Оконь В. Введение в общую дидактику. - М.: Высшая школа, 1990.
  5. Эрдниев П.М., Укрупнение дидактических единиц, Элиста, 1987 г.

Cо списком всех опубликованных Докладов Рождественской Конференции "Как создать и продвигать новый тренинг или бизнес-семинар", можно ознакомиться здесь.


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Публикации на аналогичную тему:

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian