"Магистр международного класса. Центр биоэнергии черной магии вуду! Гарантия 100%"... В рекламе оккультных услуг есть много любопытного - тем более что между подобными услугами и рынком тренингов можно увидеть кое-что общее...
Объявление в газете:
«Фирма примет на постоянную работу
колдунов и ясновидцев с большим окладом.
Куда и когда приходить, вы и сами знаете».
Некоторое время назад я имел возможность наблюдать за тем, как рекламируются фирмы, предоставляющие услуги, которые принято называть оккультными: астрология, магия, гадание и т.п.
Изучая рекламу таких фирм (в основном в бесплатных рекламных газетах, типа «Асток»), я обнаружил много любопытного. Тем более любопытного, что между подобными услугами и рынком тренингов можно увидеть кое-что общее.
Оккультные услуги:- явно консультационного толка (с терапевтическим уклоном);
- результат сложно поддается измерению. Выбор затруднен, оценка качества – тоже;
- работа ведется непосредственно с клиентом, можно сказать, «на клиенте»;
- между компаниями – жесткая конкуренция. Друг друга они очень не любят и охотно рассказывают клиентам гадости друг про друга.
Пример: «Вот этот маг в рекламе пишет, что закончил психфак ЛГУ. А на самом деле он слесарь, а диплом купил в метро…»
- кроме того, на рынке работают «фрилансеры» (индивидуалы), которые демпингуют и портят бизнес фирмам.

А также откровенные шарлатаны.
- Их усилиями репутация услуги сильно подмочена. Клиенты не доверяют и боятся обмана, «развода» и т.п.
Устойчивые отрицательные стереотипы среди клиентов:- «Это обман, вымогательство денег! Наобещают с три короба и исчезнут!»
- «Это против православной церкви, это грех!»
- Это вредно для здоровья, опасно»…
Примечание: в рамках данного материала я не комментирую обоснованность / необоснованность данных стереотипов. Таким образом, перед фирмами, предоставляющими оккультные услуги, встает ряд непростых задач:
- «отмыв», восстановление репутации, коррекция отрицательных стереотипов;
- отстройка от конкурентов;
- борьба с фрилансерами;
- поиск новых ниш и клиентов.
Рассмотрим на практических примерах, как «оккультные» фирмы пытаются решать эти задачи.
1. Отмыв, восстановление репутации, коррекция отрицательных стереотипов. 1.1. Отрицательный стереотип: «Это обман, шарлатанство, вымогательство. Возьмут деньги и исчезнут». Попытки коррекции стереотипа:
- обещание мгновенного эффекта
- «с первого визита 100% навсегда»
- «100% поможет с 1 сеанса по фото»
- «результат в первый день – на всю жизнь»
- и даже:

- обещание работы «до результата»:

- Декларация: «мы беремся за заказ только тогда, когда можем гарантировать результат»
- письменная гарантия!

- пожизненная гарантия!!!

- предложение бесплатной консультации (т.е. клиент ничем не рискует):




Слово «магия» и т.п. заменяется на что-то более «современное»: не «маг», а «эзотерический психолог».
- «Академия иррациональной психологии»
- «Центр семейной конфликтологии и реабилитации женщин после развода»
1.2. Отрицательный стереотип: «Это против церкви! Это грех!» Попытки коррекции:
- добавление в рекламе слова «безгрешный»
- «Безгрешный приворот»

- апелляция к церкви:
1.3. Отрицательный стереотип: «Это вредно для здоровья, опасно! Тебя закодируют – а кто потом раскодирует?» Попытки коррекции:
- добавление в рекламе слова «безвредный»:
- «Уникальный и невероятно действенный возврат любимых без вреда для обоих»

- использование этого стереотипа для «слива» конкурентов
2. Борьба с фрилансерами- настоящий маг не может стоить дешево!
- Призывы обращаться только в фирмы с хорошей репутацией.

- ВНИМАНИЕ! Есть повод задуматься о «специалисте», часто меняющем свой псевдоним: в один прекрасный момент Вы можете не найти своего «спасителя»…
- «Любая коррекция, за которой вы обращаетесь к эзотерику, является важным шагом. Ведь совершая куплю-продажу квартиры, вы выбираете большое давно известное агентство с хорошей репутацией, а не спешите обратиться в какую-нибудь фирму из подворотни или частному лицу. Хотя они пообещают лучшие условия и попросят меньший гонорар. А что потом?..»
- «Трижды подумайте, прежде чем обратиться к кому попало. Свою судьбу надо доверять не самоучкам и шарлатанам, а настоящему, опытному специалисту!»
- пометка в рекламном модуле:

(т.е. клиенту не придется столкнуться с другими жителями коммуналки, в которой обитает «Знаменитый целитель из Тибета»…)
3. Отстройка от конкурентов: 3.1. Декларация: «Мы – единственные…»- «единственный в Петербурге медицинский психолог-асторолог»…
- «единственные специалисты, имеющие постоянную практику в Москве и Санкт-Петербурге»…
3.2. Попытка введения брэндов, неологизмов, «креативных» названий:

- "Любжой в узком смысле называли любовные заговоры, привораживания и все вообще любовное колдовство и чародейство. Мы же будем изучать Любжу, как Науку любви, позволяющую людям жить в любви во всех возможных смыслах этого слова. Наука эта обладает как знаниями, так и действиями.
В знания входят представления о том, как устроен человек. Точнее, как устроены его тела в их взаимодействии. Соответственно, из этого рождается понимание того,
что надо делать, чтобы была любовь. В Любжу входят знания о том, как чаровать. Но это не главное для Любжи. Гораздо важнее просто понимание того, что такое человек и еще важнее, понимание того человека, с которым ты хочешь быть. Или работать".
Subscribe.Ru Пресс-релизы 21.02.2006 г. Сорока представляет: Новый сетевой семинар - Любжа.
3.3. Попытка поразить клиента регалиями:- «Дипломированный парапсихолог»

- «Академик высшей магии»
- «Прогрессор космоэнергетики»

3.4. Переход к бисистеме:
3.5. Переход к полисистеме:
3.6. Заявление о собственных «уникальных» методиках:
«Авторский заговор на удачу в делах»
4. Поиск новых ниш и клиентов. 4.1. Попытки податься «в бизнес»:- «Поможем в любви и в бизнесе с 1-го визита»
- Название астрологической фирмы: «АстроКонсалт»
4.2. «Онаучивание»
Выводы: 1. налицо ряд характерных ошибок:
- сверхреклама – обещание 100% результата, соревнование: у кого «круче» регалии и т.п.
- злоупотребление эпитетами «уникальный», «единственный» и т.п.
- откровенное вранье,
- «наезды» на конкурентов,
- интеллектуальное воровство, плагиат (идея, использованная в рекламе одним – через 2 недели тиражируется большинством конкурентов).
Использованное в одной из реклам словосочетание: «безгрешный приворот» - вскоре появилось у всех (причем, как в Петербурге, так и в Москве!) . То же происходит и с «письменной гарантией» - через неделю все уже дают письменную гарантию на всё что угодно.
В силу специфики жанра, в рекламе оккультных услуг эти вещи выражены более явно.
2. Постепенно наиболее продвинутые из представителей данного направления приходят к тому, что:
- надо публиковаться и выступать в СМИ.
Обратите внимание, если мы говорим «астрология», мы вспоминаем Павла Глобу. Почему? Потому что он вовремя стал публиковаться и приучил к себе журналистов.
- надо проводить бесплатные демонстрации;
- надо бороться с откровенными шарлатанами;
- Надо расширять спектр услуг. И в ряде центров (которые начинают называться «Оздоровительными», «психологическими» и т.п.) магия постепенно становится одной из услуг, наряду с психотерапией, методиками похудения, йогой, массажем и т.п.
Примечание: С одной стороны, как указано в заголовке, данный доклад носит юмористический характер.
С другой стороны, перед Вами - взгляд на определенные тенденции рынка.
Если вы думаете, что вышеперечисленное не имеет отношения к рынку тренингов – рекомендуем Вам ознакомиться с материалом «Как только не рекламируются тренеры»
Приложение 1. Реклама оккультных услуг с помощью спама. Приложение 2. Вот такое публикуют в изданиях по тренингам... Вместо послесловия: «... чем объяснить, что некоторые люди во время парапсихологических телевизионных сеансов больным местом прислоняются к экранам телевизоров? Чем объяснить, что население Москвы однажды съело весь тираж газеты «Вечерняя Москва», заряженный ведущим парапсихологом? Люди ели газеты! Потом в редакцию писали письма, в которых спрашивали, чем в следующий раз запивать. Или просили впредь указывать, какую точно статью зарядил профессор - «передовицу» или «прогноз погоды». А то тяжело жевать всухомятку всю газету, хотя она и свежая».
Задорнов М., Этот безумный, безумный, безумный мир…, М., "Транзиткнига", 2005 г., с. 209. «Вообще все пророчицы — по алгоритму предсказывания — делятся на два типа. Первые, как Ванга, незаметно выпытывают у посетителя тайные подробности его жизни и потом хитро ими пользуются, да заодно еще и дают всякие обтекаемые предсказания типа: «Вижу у тебя за плечом женщину». Да у кого же из нас за плечом нет женщины? Вторые предсказывают общеизвестные вещи типа «Все будет хорошо» и умело льстят гостям, говоря что-нибудь вроде: «Ты много добра людям делал, спасиба не видал, и завистники тебе мешают». Кому не мешают завистники, кто считает людскую благодарность достаточной? Покажите мне такого человека, и я в ножки ему поклонюсь!».
Быков Д., Хроники ближайшей войны: избранные статьи 1992-2005, СПб, «Амфора», 2005 г., с. 208.  Мы Вконтакте: вступайте! |  Мы в ФБ: вступайте! |  Мы в Твиттере Добавляйтесь! |
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах