Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



Рынок оккультных услуг и рынок тренингов: сравнительный анализ рекламы [юмористический доклад]


Материалы II-й Конференции СПб Клуба консультантов и тренеров "Как создать и продвигать новый тренинг или бизнес-семинар"

 Автор: Соколов Александр Борисович,
Санкт-Петербургский Клуб консультантов и тренеров, 2005 г.
Сайт: http://www.treko.ru/klub_koord

"Магистр международного класса. Центр биоэнергии черной магии вуду! Гарантия 100%"... В рекламе оккультных услуг есть много любопытного - тем более что между подобными услугами и рынком тренингов можно увидеть кое-что общее...

Объявление в газете:
«Фирма примет на постоянную работу
колдунов и ясновидцев с большим окладом.
Куда и когда приходить, вы и сами знаете».

Некоторое время назад я имел возможность наблюдать за тем, как рекламируются фирмы, предоставляющие услуги, которые принято называть оккультными: астрология, магия, гадание и т.п.

Изучая рекламу таких фирм (в основном в бесплатных рекламных газетах, типа «Асток»), я обнаружил много любопытного. Тем более любопытного, что между подобными услугами и рынком тренингов можно увидеть кое-что общее.

Оккультные услуги:
  1. явно консультационного толка (с терапевтическим уклоном);

  2. результат сложно поддается измерению. Выбор затруднен, оценка качества – тоже;

  3. работа ведется непосредственно с клиентом, можно сказать, «на клиенте»;

  4. между компаниями – жесткая конкуренция. Друг друга они очень не любят и охотно рассказывают клиентам гадости друг про друга.

    Пример: «Вот этот маг в рекламе пишет, что закончил психфак ЛГУ. А на самом деле он слесарь, а диплом купил в метро…»

  5. кроме того, на рынке работают «фрилансеры» (индивидуалы), которые демпингуют и портят бизнес фирмам.



    А также откровенные шарлатаны.

  6. Их усилиями репутация услуги сильно подмочена. Клиенты не доверяют и боятся обмана, «развода» и т.п.
Устойчивые отрицательные стереотипы среди клиентов:
  1. «Это обман, вымогательство денег! Наобещают с три короба и исчезнут!»

  2. «Это против православной церкви, это грех!»

  3. Это вредно для здоровья, опасно»…
Примечание: в рамках данного материала я не комментирую обоснованность / необоснованность данных стереотипов.

Таким образом, перед фирмами, предоставляющими оккультные услуги, встает ряд непростых задач:
  1. «отмыв», восстановление репутации, коррекция отрицательных стереотипов;

  2. отстройка от конкурентов;

  3. борьба с фрилансерами;

  4. поиск новых ниш и клиентов.
Рассмотрим на практических примерах, как «оккультные» фирмы пытаются решать эти задачи.

1. Отмыв, восстановление репутации, коррекция отрицательных стереотипов.

1.1. Отрицательный стереотип: «Это обман, шарлатанство, вымогательство. Возьмут деньги и исчезнут».

Попытки коррекции стереотипа:

- обещание мгновенного эффекта
  • «с первого визита 100% навсегда»

  • «100% поможет с 1 сеанса по фото»

  • «результат в первый день – на всю жизнь»

  • и даже:


- обещание работы «до результата»:


  • Декларация: «мы беремся за заказ только тогда, когда можем гарантировать результат»

  • письменная гарантия!



  • пожизненная гарантия!!!



  • предложение бесплатной консультации (т.е. клиент ничем не рискует):









Слово «магия» и т.п. заменяется на что-то более «современное»: не «маг», а «эзотерический психолог».
  • «Академия иррациональной психологии»

  • «Центр семейной конфликтологии и реабилитации женщин после развода»
1.2. Отрицательный стереотип: «Это против церкви! Это грех!»

Попытки коррекции:

- добавление в рекламе слова «безгрешный»
  • «Безгрешный приворот»

- апелляция к церкви:

1.3. Отрицательный стереотип: «Это вредно для здоровья, опасно! Тебя закодируют – а кто потом раскодирует?»

Попытки коррекции:

- добавление в рекламе слова «безвредный»:
  • «Уникальный и невероятно действенный возврат любимых без вреда для обоих»

- использование этого стереотипа для «слива» конкурентов





2. Борьба с фрилансерами
  • настоящий маг не может стоить дешево!

  • Призывы обращаться только в фирмы с хорошей репутацией.



  • ВНИМАНИЕ! Есть повод задуматься о «специалисте», часто меняющем свой псевдоним: в один прекрасный момент Вы можете не найти своего «спасителя»…

  • «Любая коррекция, за которой вы обращаетесь к эзотерику, является важным шагом. Ведь совершая куплю-продажу квартиры, вы выбираете большое давно известное агентство с хорошей репутацией, а не спешите обратиться в какую-нибудь фирму из подворотни или частному лицу. Хотя они пообещают лучшие условия и попросят меньший гонорар. А что потом?..»

  • «Трижды подумайте, прежде чем обратиться к кому попало. Свою судьбу надо доверять не самоучкам и шарлатанам, а настоящему, опытному специалисту!»

  • пометка в рекламном модуле:



    (т.е. клиенту не придется столкнуться с другими жителями коммуналки, в которой обитает «Знаменитый целитель из Тибета»…)
3. Отстройка от конкурентов:

3.1. Декларация: «Мы – единственные…»
  • «единственный в Петербурге медицинский психолог-асторолог»…

  • «единственные специалисты, имеющие постоянную практику в Москве и Санкт-Петербурге»…

3.2. Попытка введения брэндов, неологизмов, «креативных» названий:






  • "Любжой в узком смысле называли любовные заговоры, привораживания и все вообще любовное колдовство и чародейство. Мы же будем изучать Любжу, как Науку любви, позволяющую людям жить в любви во всех возможных смыслах этого слова. Наука эта обладает как знаниями, так и действиями.

    В знания входят представления о том, как устроен человек. Точнее, как устроены его тела в их взаимодействии. Соответственно, из этого рождается понимание того,
    что надо делать, чтобы была любовь. В Любжу входят знания о том, как чаровать. Но это не главное для Любжи. Гораздо важнее просто понимание того, что такое человек и еще важнее, понимание того человека, с которым ты хочешь быть. Или работать".

    Subscribe.Ru Пресс-релизы 21.02.2006 г. Сорока представляет: Новый сетевой семинар - Любжа.
3.3. Попытка поразить клиента регалиями:
  • «Дипломированный парапсихолог»



  • «Академик высшей магии»

  • «Прогрессор космоэнергетики»

3.4. Переход к бисистеме:



3.5. Переход к полисистеме:



3.6. Заявление о собственных «уникальных» методиках:

    «Авторский заговор на удачу в делах»



4. Поиск новых ниш и клиентов.

4.1. Попытки податься «в бизнес»:
  • «Поможем в любви и в бизнесе с 1-го визита»

  • Название астрологической фирмы: «АстроКонсалт»
4.2. «Онаучивание»




Выводы:

1. налицо ряд характерных ошибок:
  • сверхреклама – обещание 100% результата, соревнование: у кого «круче» регалии и т.п.

  • злоупотребление эпитетами «уникальный», «единственный» и т.п.

  • откровенное вранье,

  • «наезды» на конкурентов,

  • интеллектуальное воровство, плагиат (идея, использованная в рекламе одним – через 2 недели тиражируется большинством конкурентов).

    Использованное в одной из реклам словосочетание: «безгрешный приворот» - вскоре появилось у всех (причем, как в Петербурге, так и в Москве!) . То же происходит и с «письменной гарантией» - через неделю все уже дают письменную гарантию на всё что угодно.
В силу специфики жанра, в рекламе оккультных услуг эти вещи выражены более явно.

2. Постепенно наиболее продвинутые из представителей данного направления приходят к тому, что:
  • надо публиковаться и выступать в СМИ.

    Обратите внимание, если мы говорим «астрология», мы вспоминаем Павла Глобу. Почему? Потому что он вовремя стал публиковаться и приучил к себе журналистов.

  • надо проводить бесплатные демонстрации;

  • надо бороться с откровенными шарлатанами;

  • Надо расширять спектр услуг. И в ряде центров (которые начинают называться «Оздоровительными», «психологическими» и т.п.) магия постепенно становится одной из услуг, наряду с психотерапией, методиками похудения, йогой, массажем и т.п.
Примечание: С одной стороны, как указано в заголовке, данный доклад носит юмористический характер.

С другой стороны, перед Вами - взгляд на определенные тенденции рынка.

Если вы думаете, что вышеперечисленное не имеет отношения к рынку тренингов – рекомендуем Вам ознакомиться с материалом «Как только не рекламируются тренеры»





Приложение 1. Реклама оккультных услуг с помощью спама.

Приложение 2. Вот такое публикуют в изданиях по тренингам...

Вместо послесловия:

«... чем объяснить, что некоторые люди во время парапсихологических телевизионных сеансов больным местом прислоняются к экранам телевизо­ров? Чем объяснить, что население Москвы однаж­ды съело весь тираж газеты «Вечерняя Москва», за­ряженный ведущим парапсихологом? Люди ели газе­ты! Потом в редакцию писали письма, в которых спрашивали, чем в следующий раз запивать. Или просили впредь указывать, какую точно статью заря­дил профессор - «передовицу» или «прогноз пого­ды». А то тяжело жевать всухомятку всю газету, хотя она и свежая».

Задорнов М., Этот безумный, безумный, безумный мир…, М., "Транзиткнига", 2005 г., с. 209.


«Вообще все пророчицы — по ал­горитму предсказывания — делятся на два типа. Первые, как Ванга, незаметно выпытывают у посе­тителя тайные подробности его жизни и потом хит­ро ими пользуются, да заодно еще и дают всякие об­текаемые предсказания типа: «Вижу у тебя за пле­чом женщину». Да у кого же из нас за плечом нет женщины? Вторые предсказывают общеизвестные вещи типа «Все будет хорошо» и умело льстят гос­тям, говоря что-нибудь вроде: «Ты много добра лю­дям делал, спасиба не видал, и завистники тебе ме­шают». Кому не мешают завистники, кто считает людскую благодарность достаточной? Покажите мне такого человека, и я в ножки ему поклонюсь!».

Быков Д., Хроники ближайшей войны: избранные статьи 1992-2005, СПб, «Амфора», 2005 г., с. 208.


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Публикации на аналогичную тему:

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian