Если не знаешь – что делать, какое отдать распоряжение, то лучше дать плохой приказ, чем никакого. Причина? Не занятый делом коллектив рассыпается в кризисной ситуации. Вот тогда уже не покомандуешь.
Если коллектив живет слишком спокойно и что-то откладывается – создай авральчик, поставь срочные цели (презентация, приезд генерала, project milestones ...)
Дистанция между руководителем и подчиненным должна быть оптимальной и устанавливаться руководителем. Если Вы похлопали подчиненного по плечу – не удивляйтесь, когда он сделает то же самое с Вами.
«Эффект эвгемеризации» – обожествление руководителя, - прямо пропорционален дистанции до него. (Термин введен Эриком Бёрном по имени Эвгемера – грека, впервые описавшего этот эффект). Великое хорошо заметно только на расстоянии.
Не ждите, пока Вас сделают начальником; инициативу навязывать и власть брать нужно самому.
Руководитель – это совсем не тот, кто все делает сам. И не тот, кто лучше всех все знает.
Это тот, кто может сделать работу командной и результативной. И кого команда признает.
Задача: пусть у Вас есть подчиненные А и Б. Какова вероятность того, что Б узнает то, что Вы сказали о нем А?
Ответ: если Ваше высказывание – это что-то негативное о Б, то вероятность 99.99999%. Поэтому скажите Б это сами!
Не шутите на темы, жизненно важные для подчиненных (зарплата, производительность и качество их труда, время прихода на работу, увольнение...). НЕ НАДО! Есть другие темы.
Не существует одного, самого лучшего вида руководства, – Вашего. Есть и другие, не хуже.
Большинство людей ждет, чтобы руководитель структурировал их время. Говорил – как они хорошо работают. Утешал в неудачах. Хвалил за успехи. Наказывал за нерадивость. Рассеивал тревоги. Был папой (мамой) – строгой, но справедливой.
Ваша задача сделать так – чтобы коллектив все это делал на 99% сам.
Пусть все знают – как Вы хорошо работаете. Рекламируйте себя сами. Скромность – это подлость! Учите этому других.
Держите в руках ключевые ресурсы (деньги, связи, идеи...), но используйте их в общих интересах.
Рецепт: суп "от Руководителя":
- обеспечить командную работу
- обслужить подчиненных информационно и стимульно
- быть источником идеологии и проводником инновационных решений
- арбитражить – исходя из интересов дела
- регулировать уровень стресса в коллективе
- быть пожарной командой
- ...??? (добавить по вкусу)
Идеология коллектива должна быть цельной, непротиворечивой - иначе в коллективе разброд. С другой стороны, научная, технологическая, культурная парадигмы не развиваются без противоречий. Не путайте их друг с другом. Их регулярное разграничение, обновление и разъяснение - обязанность менеджмента.
Если чувствуете неуверенность в своих силах и способностях – отточите достоинства и преимущества. Выигрывает тот, кто лучше пользуется тем, что у него есть.
Не смешивайте личную жизнь, благотворительность и бизнес. Отделяйте их друг от друга, как только можно в явном виде. Пусть зарплата и денежная помощь будут 2-мя суммами! Если их смешать однажды, то потом придется смешивать всегда. Если феодал просил вассала прислать ему бочку вина, то вассал просил сеньора дать расписку, что эту любезность не сделают повинностью. Не становитесь заложником своих чувств и поступков.
Подавляйте фрустрации: когда крысу бьют током, она кусает соседа. Не кусайте соседей только потому, что Вам плохо. Учите этому других.
Ввязались в конфликт – не дайте себя изолировать.
Ввязывайтесь – борьба меняет шансы. И развязывайтесь – если смена шансов не в вашу пользу.
Привлекайте союзников. Создавайте доминирование и мотивирование. Имейте свидетелей, так – на всякий случай. Но не зарывайтесь, не демонстрируйте превосходство – это вызывает подозрительность.
Создавайте трудности у противников и становитесь их союзником.
Не можешь победить – возглавь! Или помоги возглавить союзнику.
Не можешь проконтролировать – узаконь!
Безграничность произвола управления всегда обуздывается выходом подчиненных из под контроля - а так легко организовать и то, и другое! Начинать лечить неприятности лучше с головы.
Человек и коллектив могут умереть от стресса. Учитесь снимать стрессы, предупреждать их. У себя и у других.
Принятые меры, как и витамины, должны быть комплексными.
Менеджер звереет, если ему за 5 минут до срока сдачи (deadline) объявить, что работа провалена и все меры запоздали. Негативные известия не должны тормозиться – снижайте информационное трение. Поощряйте за любые своевременные известия. Спрашивайте сами. Будьте параноиком – ищите неприятные известия.
Если подчиненный говорит об успехе – будьте начеку. Спросите о неприятностях. Спросите, почему не сделано больше?
Все это – конечно, это еще не все. Дополнения приветствуются – тема неисчерпаема.
И последнее – будьте оптимистичны, внимательны, разумны и удачливы, - вот это точно, в Ваших руках!
 Мы Вконтакте: вступайте! |  Мы в ФБ: вступайте! |  Мы в Твиттере Добавляйтесь! |
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах