Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



Уровни творческих задач по Г.С. Альтшуллеру [подборка из книг]


Творческие задачи бывают разные, нельзя изучать их "вообще"...

В ТРИЗ принято условное деление задач на пять "Уровней изобретательских задач".

Задачи высших уровней отличаются от задач низших уровней не только числом проб, необходимых для обнаружения решения. Существует и качественная разница, связанная с областью знаний, необходимых для решения задач, и изменениями в исходной системе.

"Драма изобретательства состоит в том, что на высших уровнях приходится работать методами, соответствующими низшим уровням" - пишет создатель ТРИЗ Г.С. Альтшуллер.

"Количественно задачи разных уровней отличаются числом проб и ошибок, необходимых для отыскания решения. Но почему одна задача требует 100 проб, а другая в 1000 раз больше? В чем качественная разница между ними?

Сравнительный анализ задач позволяет ответить на этот вопрос.

На первом уровне задача и средства ее решения лежат в пределах одной профессии (одного раздела отрасли). На втором уровне - в пределах одной отрасли (машиностроительная задача решается способом, уже известным в машиностроении, но в другой его области). На третьем уровне - в пределах одной науки (механическая задача решается механически). На четвертом уровне - за пределами науки "задачедательницы" (например, механическая задача решается химически). На высших подуровнях пятого уровня - вообще за пределами современной науки (поэтому сначала нужно сделать открытие, а потом, опираясь на новые научные данные, решать изобретательскую задачу).

Когда задача возникает, ее пытаются решить сначала на первом уровне, затем на втором и т. д. Изобретатель, приступающий к решению задачи четвертого уровня, с точки зрения психологов, начинает с первой попытки. На самом деле он начинает с n-й попытки, причем n - весьма большое число".


Альтшуллер Г.С., Алгоритм изобретения, М., "Московский рабочий", 1973 г., с. 44.


В более поздней книге Г. С. Альтшуллером была приведена такая схема:

"Для изобретения использован:

1-ый уровень: известный объект без выбора или почти без выбора;

2-ой уровень: выбран объект из нескольких или сделаны небольшие изменения исходного объекта;

3-ий уровень: исходный объект меняется сильно;

4-ый уровень: исходный объект меняется полностью;

5-ый уровень: изменена вся техническая система, куда входил исходный объект, или сделано научное открытие".


Альтшуллер Г.С., Творчество как точная наука, М., "Советское радио", 1979 г., с.14-18.


Например:

"Пятый уровень - изобретательская ситуация представляет собой клубок сложных проблем (например, очистка океанов и морей от нефтяных и прочих загрязнений). Число вариантов, которое необходимо перебрать для решения, практически неограниченно. В итоге - крупнейшее изобретение. Это изобретение создает принципиально новую систему, она постепенно обрастает изобретениями менее крупными. Возникает новая отрасль техники. Примерами могут служить самолет (изобретение самолета положило начало авиации), радио (радиотехника), киноаппарат (кинотехника), лазер (квантовая оптика).

Задача 3.10. Нужно предложить подземоход, способный передвигаться в земной коре со скоростью 10 км/ч при запасе хода в 300-400 км.

Здесь хорошо видна характерная особенность задач пятого уровня: к моменту постановки подобных задач средства их решения лежат за пределами современной науки. Не известны те физические эффекты, явления, принципы, на основе которых может быть создан подземоход (а вместе с ним новая отрасль техники - глубинный транспорт).

Условия задачи пятого уровня обычно не содержат прямых указаний на противоречие. Поскольку системы-прототипа нет, то нет и присущих этой системе противоречий. Они возникают в процессе синтеза принципиально новой системы. Предположим, решено обеспечить продвижение подземохода путем расплавления горных пород. Сразу образуется узел сложнейших противоречий: расплавляя окружающие породы, мы облегчаем движение машины, но резко увеличиваем расход энергии, создаем гигантский теплоприток внутрь подземного корабля, затрудняем использование известных навигационных средств, следовательно, лишаем машину управления".


Альтшуллер Г.С., Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач, Петрозаводск, "Скандинавия", 2003 г., с. 53-54.


"Научно-техническая революция требует, чтобы задачи высших уровней решались во все более короткие сроки. Обычный путь интенсификации процесса решения состоит в увеличении числа людей, одновременно работающих над одной проблемой. Но возможности такой интенсификации почти исчерпаны: сосредоточение большого числа людей на решении одной технической проблемы ведет к уменьшению интенсивности работы на других направлениях.

Нужен способ перевода изобретательских задач с высших уровней на низшие. Если задачу четвертого или пятого уровня удастся перевести на первый или второй уровень, далее сработает обычный перебор вариантов. Вся проблема в том, чтобы уметь быстро сужать поисковое поле, превращая "трудную" задачу в "легкую"".


Альтшуллер Г.С., Творчество как точная наука, М., "Советское радио", 1979 г., с. 18-19.


Естественно, решений 1-го уровня намного больше, но именно прорывные изобретения 4-го и 5-го уровня движут Человечество вперед...

Одна из задач ТРИЗ - разработка инструментов, позволяющих переводить изобретательские (более широко - творческие) задачи с высших уровней на низшие.

В настоящее время ТРИЗ применяется такими компаниями: ABB; Agilent Technologies; Alcoa CSI; Allied Signal; Appleton; Boeing; Bosch-Siemens; Bracco; Celestica Inc.; Chrysler; Clorox; Colgate Palmolive; Corporate Quality Melroe/Ingersoll-Rand; Delphi; Detroit Diesel; DSM; EaglePicher Technologies; Eastman Kodak; Energizer; Ford; Gillette; Hilti; Honda Ingersoll-Rand; Intel; ITT Industries; JI Case; LG Electronics Inc.; Lucent Technologies, Inc.; Marshall Space Flight Center; Motorola; Newport News Shipbuilding Sector; Philips Semiconductors; Nippon Chemi-Con, Japan; Nokia; Phillips Petroleum; Ryobi; Scitex; Siemens; Solvay; Texas Instruments; TRW Space and Technology Division; United Technologies; VLSI Technology Inc.; Western Digital Corporation; Whirlpool; Xerox и др.


Официальный сайт Фонда Г.С. Альтшуллера: http://www.altshuller.ru

В том числе, на официальном сайте размещены:

Рекомендуемые источники:

  1. Электронная книга: "Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы" - официальное издание фонда Г.С. Альтшуллера при участии консалтинговой фирмы “ТРИЗ-ШАНС”. Книга распространяется бесплатно и скачать ее последнюю версию можно на сайтах:

    http://www.altshuller.ru/e-books

    http://www.triz-chance.ru/e-books.html

    http://www.triz-ri.ru/soft/e-books.asp

    http://www.anfilada.ru/e-books.html

    http://www.treko.ru/e-books

  2. Комарчева Л.Д., Как проводил обучение ТРИЗ Г.С. Альтшуллер

  3. Комарчева Л.Д., Подготовка преподавателей ТРИЗ


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Публикации на аналогичную тему:

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian