Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



Педагогические функции

 Автор: Модестов Сергей Юрьевич,
Кандидат педагогических наук

При анализе многочисленных педагогических технологий выяснилось, что они очень легко укладываются в группы. От аудитории, с которой работаешь, требуется вполне определенный набор действий - принципиально конечный. Такие типовые действия были названы педагогическими функциями.

Здесь уместно вспомнить, что подобный подход – выявление типовых функций для классификации значительных массивов информации – известен ранее:

О чем это свидетельствует? О том, что, как справедливо в одном из своих рассказов сказал Станислав Лем: "Вселенная бесконечна, но ограничена". Прямой аналог человеческой психики: наша психика способна породить более 1080 сочетаний - больше, чем есть частиц во Вселенной. Но все-таки она ограничена: есть вполне определенный список психических явлений и процессов...

Классический пример: при активном формировании знаний или эмоций всегда наблюдается одна и та же тройка стадий. Эта триада многократно опробована в самых разных областях: литературе, драматургии, религиозной деятельности, музыке. Она может иметь разные названия - см. слева-направо Сравнительную таблицу 1:

Сравнительная таблица 1.

ПодводкаНовый материал Закрепление
Подводка к сюжету
Увертюра
Вступление
Кульминация
Тема
Основная часть
Финал
Кода
Заключение

Смысл един. Причина - инертность психики человека: любое обучение (в т.ч. тренинг) - вкладка чего-то нового, поначалу чуждого человеческой психике. Для того, чтобы это новое вложить в сознание-подсознание учащихся, необходимо «подготовить почву», размягчить их сознание, вложить, а затем - как иногда говорят - «заморозить» обратно.

Аналогично, независимо от разнообразия знаний-умений-навыков (ЗУН), любое занятие в классической форме имеет 4 стадии, определенные еще немецким педагогом 19 века Адольфом Дистервегом [2]:
  1. Начало и актуализация прошлых знаний.

  2. Объяснение нового.

  3. Отработка ("приручение" - Г.И. Щукина [4], закрепление.

  4. Домашнее задание, финал занятия.
Таким образом, выделены 16 типовых педагогических функций:
  1. Установить контакт с аудиторией

  2. Объяснить новый материал

  3. Закрепить материал

  4. Получить «Обратную связь»

  5. Снять напряжение у Учащихся

  6. Повысить интерес у Учащихся

  7. Собрать внимание Учащихся

  8. Отвлечь внимание

  9. Контроль сформированности знаний

  10. Контроль сформированности умений

  11. Повторить материал

  12. Повысить авторитет Преподавателя

  13. Повысить самооценку участника, «спасти лицо» Слушателя

  14. Протянуть время

  15. Сэкономить время

  16. Собрать, сплотить аудиторию.

Список педагогических функций, возможно, будет дополняться и уточняться.

Литература

  1. Викентьев И.Л., Список типовых задач в области рекламы и public relations (PR)


  2. А. Дистервег, Избранные педагогические сочинения, М., «Просвещение», 1956 г.


  3. Пропп В.Я., Морфология сказки, Л., «Академия», 1928 г.


  4. Щукина Г.И., Проблема деятельности в педагогике, М., «Просвещение», 1985 г.


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Публикации на аналогичную тему:

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian