Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



Типовые ошибки в формулировании задач и приемы их устранения [фрагмент]

 Автор: Злoтин Борис Львович, 1989 г.

В данном материале преимущественно рассказывается о решении технических задач, например, при проведении функционально-стоимостного анализа (ФСА). Но ряд рекомендаций, безусловно, может быть полезен и при проведении других консалтинговых работ (Прим. А.Б. Соколова).

1. «Глобализм» – чрезмерно общая постановка задачи.

Пример. Задача формулируется так: «Как избавиться от заусенцев при механической обработке?» В такой общей постановке задача при нынешнем уровне техники, скорее всего, неразрешима. Но в том или ином конкретном случае избавление от заусенцев вполне возможно.

Для устранения ошибки специалист-поисковик должен конкретизировать задачу, «привязав» ее к конкретной ситуации. […]

«Избыточная конкретизация» – слишком узкая постановка задачи, характерная для заводских темников.

2. «Тупик» – постановка задачи направляет поиск в бесперспективном направлении.

Психологически это вполне понятно: человек, решавший проблему, выбрал одно из возможных направлений ее решения, но успеха не добился. Вместо того, чтобы изменить направление поиска, он предлагает последователям искать решение в первоначальном, тупиковом варианте.

Пример. Формулировка задачи: «Разработать пневматическое приспособление для зажима детали». Решение задачи не получено, скорее всего потому, что неверна исходная позиция использования для этой цели пневматики. Но именно в такой формулировке она попадает в темник и может там оставаться в течение десятка лет без решения.
Для устранения ошибки специалист-поисковик должен реконструировать исходную изобретательскую ситуацию и выбрать другую задачу, решение которой обеспечит необходимый эффект.

«Тупиковые» постановки возникают также тогда, когда пытаются совершенствовать систему, ресурсы развития которой исчерпаны и ее «дожимание» уже неэффективно. Другой вариант: решение задачи требует нарушения законов природы или материалов, технологий завтрашнего дня. В случае исчерпания ресурсов развития нужно переформулировать задачу на создание принципиально новой системы, решающей исходную проблему; для преодоления поставленных природой или уровнем технологии пределов необходимо реконструировать изобретательскую ситуацию и выбрать другую задачу, обеспечивающую достижение нужного эффекта без нарушения законов развития техники. […]

3. «Путанка» – ситуация, когда под видом одной задачи прячется клубок взаимосвязанных задач.

Для устранения ошибки необходимо выделить все элементарные задачи, после чего решать каждую в отдельности в предположении, что остальные задачи из этого клубка уже решены. Если задачи не одного уровня иерархии, выбрать ключевую задачу.

Разновидность недостатка информации - отсутствие при постановке задачи сформулированных ограничений, налагаемых системой. Для выявления ограничения полезно предложить «задачедателю» ряд вариантов решения, известных или полученных с помощью простых инструментов ТРИЗ.

Объясняя, почему то или иное предложенное решение не подходит, «задачедатель» раскрывает ограничения, не высказанные в первоначальной постановке.


4. Избыточные ограничения – постановка задачи с требованием «ничего не менять», либо решать строго определенным образом.

Пример. Ставится задача устранить трудности в процессе сборки некоторого узла. Ее легко решить, если принять соответствующие меры в механическом цехе, но из-за сложностей внедрения предложений в чужом цехе возникает требование решать задачу, не выходя за пределы сборочного.

Для устранения ошибки необходимо уточнить допустимость тех или иных запретов, их обоснованность. Формулируется новая задача, позволяющая обойти запреты.

5. «Вторичное объяснение» – ситуация, когда специалисты объясняют тот или иной эффект, особенность конструкции не реальными причинами, а ошибочными, но ставшими привычными, как бы «узаконенными» многолетним заблуждением, некритическим подходом.

Пример. Специалисты считали отверстия, появляющиеся в стенке обоймы насосов, промывом быстро текущей водой, хотя на практике часто встречались отверстия конусной формы с расширением кнаружи, где вода не движется. Настоящая причина выявилась после анализа: это электрохимическое растворение.

Для устранения ошибки необходимо разобраться в физике процесса, не полагаясь на предлагаемые специалистами объяснения причин явления.

6. «Несистемная задача» – постановка задачи, лежащей на поверхности проблемы. После ее решения становится ясно, что предполагаемый эффект не будет достигнут, так как эта задача — лишь звено системы задач, задерживающих дальнейшее развитие системы. Аналогия: войска штурмуют стены крепости, убеждены, что взятие ее — победа. А за стеной оказывается новая стена...

Пример. Группе ФСА на машиностроительном предприятии было предложено улучшить работу станка для съема заусенцев после штамповки. Но выяснилось, что решение этой задачи нисколько не изменило положение в цехе, он оставался «в прорыве». Анализ выявил целую серию новых проблем: чересчур большое время установки штампов, сложность их переточки, большой расход и т. п. К,лючевой же проблемой оказалось низкая долговечность штампов из-за плохого качества их изготовления, обязанного, в свою очередь, многократным необоснованным снижениям расценок. То есть корень зла оказался в доперестроечной экономике. Временный выход из положения был найден — наиболее ответственные штампы стали заказывать у соседей.

Для устранения ошибки необходимо выявить всю цепочку задач, найти среди них ключевую и рассмотреть возможность ее решения.

7. «Исправительная задача» – ситуация, когда предлагается усовершенствовать участок технологического процесса, созданный для устранения недостатков, возникших из-за несовершенства предыдущей операции.

Для устранения ошибки необходимо проверить, не окажется ли более простым решение по устранению недостатков непосредственно на той операции, где они возникают.

Первая публикация: Альтшуллер Г.С., Злoтин Б.Л., Зyсмaн А.В. и др., Поиск новых идей: от озарения к технологии (теория и практика решения изобретательских задач), Кишинев, «Кapтя Мoлдовеняскэ», 1989 г., с. 368-371.


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Публикации на аналогичную тему:

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian