"Газета "Не дай бог!" была построена, как говорится, по всем правилам организации печатного издания, со знанием того, как вызвать читательский интерес и сделать издание популярным (если бы газета не распространялась бесплатно, у нее были бы все шансы на коммерческий успех). Во-первых, существовала постоянная система рубрик:
- обязательная редакционная статья (заголовки: "В конце концов посадят шурина", "Ты снова начальник, я снова дурак?", "С крестом или на кресте?", "Стряхнем с ушей лапшу!");
- актуальный репортаж (из психбольницы с рассказом о традициях голосования "психов", репортаж с Измайловского рынка, репортаж о том, как коммунисты праздновали Первомай);
- портрет региона (экономическое и социальное положение, расстановка политических сил, позиции местных жителей - рядовых граждан);
- актуальное интервью (например, с министром финансов России В. Пансковым, в котором обсуждались вопросы инфляции, социальных выплат и задержек по зарплате);
- рубрика "Так было";
- рубрика "Отдайте свой голос детям!";
- рубрика "Если бы Зюгановым был я", в которой в роли лидера КПРФ себя попробовали В. Новодворская (заголовок: "Зюганов - дуршлаг русской революции"), парапсихолог Ю. Лонго и др.;
- рубрика "Звезды о красных", в которой против коммунистов выступили Л. Зыкина, А.Баталов, Э. Пьеха, Р. Быков, И. Чурикова, А. Макаревич, даже Пьер Ришар, Марина Влади и герои бразильских и американских мыльных опер - Вероника Кастро, Виктория Руффо, Глория Пириш и жители Санта-Барбары;
- рубрика "Читательский конкурс" (предлагались старые фотографии, с которых компьютерным способом были удалены фрагменты лозунгов времен строительства коммунизма - задачей читателей было восстановить убранные слова; победитель конкурса - человек, раньше всех приславший правильный ответ, - награждался поездкой в Чехию, где, как поясняла редакция, он "сможет дополнительно убедиться в том, как все-таки хорошо жить без коммунистов");
- обзор писем, в том числе и откровенно ругательных, авторы которых, люди, по преимуществу прокоммунистически настроенные, в выражениях не стеснялись, тем самым разоблачая самих себя;
- фотоматериалы, наглядно демонстрирующие прелести жизни при социализме (рабочие, монтирующие на стене огромный портрет Брежнева; безумствующая очередь за водкой; человек, притулившийся на ящике перед горящими остатками баррикад; провинциальный пьяница в ватнике и ушанке на центральной площади небольшого городка с обязательным памятником Ленину, поверженный купол церкви и т.д.);
- плакат-постер (о нем мы говорили выше);
- традиционный кроссворд (названия: "Коммунизм вдоль и поперек", "Звездословица", "Назад, к победе коммунизма"); приведем некоторые вопросы и ответы кроссвордов: "Реакция народа на решения ЦК КПСС (одобрение)"; "Продукт, без которого не могут существовать социалистическая экономика и наркоманы (план)"; "Огнестрельное оружие, которое обычно держат в руках пассажиры паровоза, летящего в направлении коммуны (винтовка)"; "Праздник коммунистического труда, символами которого были Ленин и Бревно (субботник)": "Три буквы между "военным коммунизмом" и "индустриализацией" (НЭП)".
Во-вторых, газета была полноцветной, что существенно повышало эффект воздействия ее богатого визуального ряда.
В-третьих, активно использовались как рациональные, так и эмоциональные способы воздействия. В числе первых - аргументированное убеждение, значительный объем приводимого фактического материала, представление позиций рядовых граждан и известных личностей. В числе эмоциональных методов воздействия - ироничный стиль изложения, юмор, острая сатира, развлекательные материалы, продуманный подбор визуального ряда.
В-четвертых, для повышения эффективности воздействия активно использовались "свидетельства знаменитостей", в роли которых выступали не только известные люди, отечественные и зарубежные, но и многие сотрудники редакции - талантливые, уважаемые, популярные "перья", пишущие в самых разных стилях.
Другой пример - юмористическая газета "Не проспите", выпускавшаяся в период выборов 1995 г. в Государственную думу в рамках кампании движения "Наш дом - Россия". Собственно, газетой ее назвать нельзя, поскольку основное ее наполнение - шаржи, карикатуры и эпиграммы на конкурентов лидера НДР, анекдоты. По форме представления это издание ближе к развернутой листовке или буклету. Газета носила ярко выраженный рекламный характер, образу Черномырдина постоянно сопутствовал своеобразный символ газеты - петушок, старающийся "разбудить" граждан и призывающий проголосовать за НДР. Петушок сидит на плече премьера, намеренного "сразиться с болтунами"; петушок впряжен в повозку "Нашего дома", которой правит Черномырдин, - и повозка стремительно летит вперед, оставляя позади другую повозку, застрявшую на месте, поскольку в нее впряжены "Лебедь, Рак да Скоков"; петушок, оседланный премьером, взмывает ввысь, а за перья его хвоста уцепились конкуренты и т.д.
Интересным ходом представляется использование карикатур и эпиграмм на конкурентов. Приведем некоторые: на Жириновского -
В Индийском океане он вымоет сапог,
Иначе Чиччолина не пустит на порог";
на Зюганова -
"Нам нужна диктатура рабочая,
Поднимайся, народ!
К привилегиям и полномочиям -
Коммунисты, вперед!";
на Лапшина -
"Страна расправит крылья,
Жизнь будет хороша!
В колхозах - изобилье,
И на ушах - лапша".
Лисовский С.Ф., Политическая реклама, М., ИВЦ "Маркетинг", 2000 г., с. 156-158.
 Мы Вконтакте: вступайте! |  Мы в ФБ: вступайте! |  Мы в Твиттере Добавляйтесь! |
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах