Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



Менталитетология – тоже наука ?.. Или «наука»?


Вышла книга: Шепель В.М., Эффективный менеджмент: мыслить по-русски, М., «Финансы и статистика», 2005 г., 384 страницы.

В аннотации сказано: «Впервые публикуется авторская разработка инновационной отрасли знания - менталитетологии, являющейся важным ресурсом обеспечения эффективности менеджмента».

На 4-й странице обложки представлен автор: «Шепель Виктор Максимович, доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ. Директор Института имеджеологии и связей с общественностью Международного университета бизнеса и управления. Президент Лиги профессиональных имиджмейкеров. Создатель научных школ по ортобиотике, управленческой антропологии, имиджеологии, коммуникационному менеджменту, спичрайтерству».

Тираж книги: 2000 экз.

Далее мы приводим цитаты о менталитетологии, никак – за исключением одного момента, касающегося решения конкретных бизнес-задач – не комментируя и предоставляя Посетителю сайта сделать выводы самостоятельно.

«…автор предлагает читателю познакомиться с эскизом инновационного научного прикладного направления, которому он дал название менталитетология. В книге предприняты усилия по представлению этой научной отрасли знания и обоснованию ее безусловной практической полезности для менеджмента. Органическая взаимозависимость менталитетологии и менеджмента естественна. Специфика управленческой деятельности - это постоянное мыслетворчество, а потому закономерно возрастает стоимость креативного вклада менеджера в цене производимой продукции его корпорации, в утверждении репутации персонального и корпоративного имиджа».

Страница 15.


«В 1987 г. в книге «Социально-психологические проблемы воспитания» мною была представлена развернутая трактовка проблемы здравого смысла. Ее суть такова: здравый смысл - это продукт обыденного сознания, на основе которого возможно создание мыслительного механизма более высокого порядка, название которому здравое благоразумие.

Данный познавательный механизм является пограничным механизмом между обыденным и теоретическим сознанием. Понимание этого факта помогает продуктивно решать проблему формирования менталитета личности. В данном контексте отметим:

  • здравый смысл - это проявление «собственной точки зрения» реальным человеком, обладание которой, по словам Гегеля, настолько его успокаивает, что он не желает далее соображать или принимать во внимание другие точки зрения. Суть здравого смысла - «не навреди себе»:

  • здравое благоразумие - это социально ориентированная позиция личности, результатом которой выступает ее нравственно мотивированное поведение в межличностном общении и сотрудничестве. Суть здравого благоразумия - это «не навреди другим».

    Таким образом, здравый смысл - это укороченная дистанция мысли, радиус которой определен собственным пониманием человеком стоящих перед ним проблем, а здравое благоразумие - это удлиненная дистанция мысли, радиус которой определен «золотым правилом» этики, делай то, что хотел бы ожидать от других по отношению к себе.

  • Привлечем внимание читателя к одному очень важному гносеологическому положению: в нашем последующем толковании такое понятие, как «познавательный механизм», будет рассматриваться как синоним понятия «мыслительный механизм». Подобное утверждение основано на том факте, что мысль является продуктом познавательной деятельности как фундаментальной функции психики. Человек не может существовать, не вдыхая воздух и не принимая пищу, как не предпринимая усилий по познанию среды обитания и самого себя. Поэтому бессмертно выражение известного философа: я мыслю - значит существу».

    Страница 52.


    «Однозначно говоря, сам мозг «не соображает». Это не его амплуа. Зато его биологическое построение делает возможным вызвать к жизни оригинальные конструкции - механизмы мыслетворения. В этой изумительной способности мозга создавать индустрию мысли проявляется его природная уникальность. Каковы эти мыслительные механизмы? В качестве первого такого механизма выступает ум. Ум - продукт мозгового происхождения. Он представляет собой результат исторического процесса формирования и качественного преобразования материи мозга, в итоге которого сложился феноменальный вид деятельности - умственная деятельность.

    Однако эта деятельность не является непосредственным произведением мозга. Ум - это самостоятельная жизнедеятельная конструкция. В качестве ее строительного материала выступает особая материя. Прежде всего это уникальный вид физиологической энергии, резервуарами которой являются умственные задатки, являющиеся биологическими образованиями головного мозга. По мере перевода умственных задатков в умственные способности происходит образование уникальной психической энергии. Совместно физиологическая энергия задатков и психическая энергия способностей составляют строительный материал ума.

    Данный вид материи обозначим понятием «флюидин». В результате его воспроизводства и образуется умственная деятельность. Если признается такая деятельность, то, значит, должен быть и ее результат. В качестве такового выступает мысль как качественный и количественный продукт умственной деятельности. Ее возникновение провоцируется первой сигнальной системой - это бессознательный уровень деятельности ума. Окончательное оформление она получает в процессе работы второй сигнальной системы - словесно-образной интерпретации получаемой психикой информации. Это сознательный уровень деятельности ума».

    Страница 76-77.


    «Обратим внимание на то, что наличие даже развитого интеллекта не является гарантией автоматического приобретения статуса интеллектуальной личности! Для этого необходим ряд аранжирующих данных, таких как порядочность и обаяние. Не случайно здравое благоразумие составляет своеобразную матрицу социального поведения интеллектуальной личности, а ее харизма - это подтверждение посланного «свыше» предназначения исполнять пассионарскую миссию в обществе. Итак, интеллект - это инновационный уровень проявления ума, что достигается благодаря развитию умственных способностей личности. Никакая социализация и никакое воспитание не помогут ей стать интеллектуалом без наличия особой качественной характеристики флюидина».

    Страница 84.


    «...сердце имеет непосредственное отношение к мыслеобразованию. Как на фундаменте мозга надстраиваются такие мыслительные механизмы, как ум и интеллект, так и можно предположить, что и сердце воспроизводит свою механику мыслительной деятельности. Благодарю чему оно по-своему, т.е. иррационально, мыслит!

    Можно ли это фактологически обосновать?

    Пока нельзя. Однако отсутствие должных аргументов не исключает полезности гипотетического поиска. Например, в наше время медики и психологи, имеющие в распоряжении современную электронную технику, не располагают топографией мозга, где четко было бы зафиксировано присутствие ума и менталитета как реальных структур. Поэтому правомерно утверждать, что современная топография сердца тоже пока не может зафиксировать механику его мыслительной деятельности.
    Любая версия - это не истина, а поисковый инструмент ее познания. Развивая нашу версию, представим на суд читателя следующую посылку: механику мыслетворения сердца составляют такие научно не изученные нетелесные механизмы, как наитие и душа.

    Поразмышляем о сути обозначенных феноменов.

    Наитие или предчувствие составляет первоначальный вариант иррационального познания. Потенциал наития определяется развитостью сенсорного аппарата человека. Чем богаче эмоционально-чувственная сфера человека, тем активнее проявляется его наитие.

    Таким образом, в образовании первого мыслительного механизма сердца - наития наблюдается несколько иная, по сравнению с образованием ума, технология создания материала, из которого сделано наитие. Его материалом является психическая энергия.

    Материал, из которого создано наитие, обозначим условно «флюидин-2».

    Страница 114.


    «Для повышения качества человековедческой информации, привлекаемой для принятия управленческих решений по улучшению условий жизнедеятельности людей, целесообразно придать ей ортобиотическую направленность. А именно: нахождение в ней сведений и данных, с помощью которых можно выявить факторы, определяющие здоровый образ жизни (ортобиоз) людей. Среди этих факторов особая роль принадлежит такому глубинному состоянию людей, как самочувствие.

    Самочувствие - это настрой человека к жизни, это его мироощущение и мировосприятие. Оно может быть оптимистичным или пессимистичным. Отсюда и соответствующее настроение, которое является мощным фактором поведения людей».

    Страница 294.


    «Металитетология - русский приоритет

    В феврале 2005 г. мною был сделан запрос в Интернете на слово «менталитетология» и получен следующий ответ:

  • «Не найдено ни одного документа, полностью соответствующего запросу "менталитетология"».

    Не было обнаружено мною и каких-то публикаций по менталитетологии в библиотечных каталогах Москвы.

    Таким образом, при росте публикаций по ментальности и менталитету в данной книге впервые конституируется новая отрасль научно-прикладного знания, которой мною дано наименование менталитетология.

  • Проблема менталитета и науки о нем - менталитетологии - представляет для автора научно-исследовательский интерес с 1990 г. Развернуто эта тематика была представлена в книге «Управленческая гуманитарология. Настольная книга бизнесмена и менеджера» (М.: Финансы и статистика, 1992). Затем подходы к рассмотрению менталитетологии были развиты в книге «Управленческая антропология: человековедческая компетентность менеджера» (М.: Дом педагогики, 2000).

    Что изучает менталитетология? Каковы объект и предмет ее исследований? Какие закономерности жизнедеятельности менталитета в ней могут быть представлены?
    Вот тот круг вопросов, ответы на которые могут быть достаточным обоснованием для признания менталитетологии в качестве самостоятельного направления научного исследования».

    Страница 351.


    Обещанный комментарий: автор приводит следующие примеры решения актуальных проблем:

    «...введение интеллекта менеджера в инородные информационные сферы обогащает и тренирует его воображение. В чем имеется огромная необходимость. Вот почему ему не надо стесняться, предлагая своим коллегам отвлечься от дел насущных и «поломать» голову над проблемами, которые абсолютно не вписываются в их профессиональную деятельность. Даже, если придется преодолевать устойчивый консерватизм ближайших сподвижников или отголоски «общественного мнения» трудового коллектива, выражающего скептицизм по поводу того, чем они там «наверху» занимаются.

  • В середине августа 2000 г. произошла гибель атомной подводной лодки «Курск» в Баренцевом море. По телефону я предложил пяти руководителям (двум из бизнеса и трем из госучреждений) провести деловую игру по составлению сценариев на тему «Что предпринять для спасения подводной лодки «Курск». Несмотря на мои аргументы, что игра ориентирована не в целях оказания помощи военно-морскому флоту России, на проверку психологической готовности руководителей поразмышлять по поводу того, что им «запредельно неведомо», и по результатам этого тренинга выявить, насколько их интеллектуальные усилия будут конструктивны, мое предложение с иронией всеми было отвергнуто».

    Страница 88.


    «В одной из моих встреч с Председателем Верховного Совета СССР А. Лукьяновым в качестве личного консультанта он спросил: «Как можно ускоренно наверстать знания в области социальной психологии?»

    Мой ответ: ознакомьтесь с книгой Г. Лебона «Психология социализма», знание которой полезно для всей партийной номенклатуры. В качестве подтверждения привел следующее положение из книги: «Личные качества составляют самый важный капитал, который следует увеличивать всеми средствами». У Г. Лебона это высказывание закатывается словами: «...это должно бы лежать на обязанности воспитания».

    Страница 285-286.


    Ознакомившись с двумя примерами решения конкретных проблем, Редактор сайта просит Посетителей сайта ему сообщить об иных достижениях, полученных с помощью:

    - менталитетологии,
    - познавательного механизма,
    - ортобиотики,
    - флюидина,
    - и, особенно, «флюидина-2».

    Просьба Редактора опубликована 19 сентября 2005 г.


    Мы Вконтакте:
    вступайте!

    Мы в ФБ:
    вступайте!

    Мы в Твиттере
    Добавляйтесь!
    Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

  • Публикации на аналогичную тему:

    Методические статьи
    Статьи и дискуссии
    Полезные бизнес-цитаты
    Коллекции
    На главную
    Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
    Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

    Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
    Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


    English
    Deutsch
    Russian