Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



 

Ольга Дугина о Мастерстве


интервью 28.09.2005 г.

 Автор: Ольга Дугина,
Бест Тренинг
Сайт: http://www.best-training.ru

- Мастерство тренера - что это? По каким критериям меряется мастерство?

Хорошо было бы определиться, о каком мастерстве мы говорим. Сложно говорить о мастерстве «вообще», существуют мастера по каким-то конкретным направлениям обучения. Например, в обучении тренеров мастера - Жанна Завьялова, Марк Кукушкин, Елена Сидоренко, по финансам – Ольга Гаврилова, по процессно-ориентированному подходу в управлении - Владимир Репин. Полагаю, что я являюсь мастером или профессионалом в теме «Сбалансированная система показателей», «Стратегическое планирование».

Основными критериями мастерства, по моему мнению, являются такие качества как энергетика, если хотите харизма или лидерство, т.е. способность тренера управлять групповой динамикой, вниманием и способность передать знания аудитории (передача технологии, методологий, концепций, ценнностей).

Однако, что касается харизмы, тут есть подводные камни. Например, есть в профессиональном сообществе тренеры весьма харизматичные, но знания они не передают. Иногда не могут, иногда не хотят. После их тренингов люди приходят и говорят, что было здорово, при этом не все помнят, про что было здорово и о чем был тренинг. Тема часто бывает не раскрыта, содержание плохо структурировано. Почему? Такие тренеры часто увлекаются и не придерживаются программ обучения. Либо их тренинги отличаются тем, что в них слишком много «счастья», удовольствия, спонтанности – в ущерб содержательной части, в ущерб программе. Известны два подхода к проведению тренингов – «дисциплинированный» и «спонтанный», осознанно или неосознанно тренеры придерживается либо того либо другого подхода. На мой взгляд, в настоящий момент Россия как страна достаточно иррациональная нуждается в дисциплинированном подходе к проведению тренингов, где основной документ – программа обучения. Это на Западе, в странах с развитой экономикой, уже накушались «рацио», рационализма, у них уже теория хаоса в моде, т.е. движение маятника пошло назад, а мы пока нуждаемся в движение маятника вперед. Поэтому, я бы предпочла больше обсуждать не столько мастерство, сколько просто профессионализм тренера. И на месте тренеров я бы стремилась не столько к яркости, харизме, сколько к умению профессионально передавать знания и навыки.

Дисциплинированный подход в проведении тренингов особенно важен, когда речь идет об обучении руководителей. Руководители – люди в большинстве своем рациональные или таковыми хотят быть, у них «цифирь в глазах», и это нормально. Чтобы им дали знания, вот что они хотят. Руководители мало приемлют «спонтанность», удовольствие (fun). Они принимают «игрушки», «разминки», но очень дозированно, в микроскопических количествах. Поэтому так важно для обучения руководителей, выбирать тренера, который заботился бы прежде всего о передаче знаний, о том, чтобы быть полезным. Для обучения руководителей нужно выбирать тренера, у которого было бы «включено» управленческое мышление. А оно присутствует обычно у тренеров не с психологическим, а с бизнес-образованием.

- Что мешает тренеру быть профессиональным?

Беда многих тренеров – отсутствие бизнес-образования. Они заморочены на психологии и забывают про то, что это бизнес. Может быть, здесь имеет смысл проиллюстрировать, что такое «включить» управленческое мышление. Скажем, при выявлении потребности в обучении (обычно это встроенная услуга) внешнему тренеру важно уметь задавать грамотные вопросы заказчикам, а внутренним тренерам при проведения предтренингового анализа или написании Плана обучения персонала на следующий год важно прояснить для себя следующие вопросы: «В чем проблема? Чего мы хотим изменить обучением? Почему именно этот тренинг, по этому теме, для данной целевой аудитории? Какие цели стоят перед предприятием на ближайшие год? Какие приоритеты? Словом, я клоню к тому, что любой тренинг, любой проект обучения должен быть жестко привязан к стратегии предприятия. И никакой психологии! Проблемы предприятия часто решают совсем не тренинговые контракты, и предприятие нуждается совсем не в тренинговом решении. Оно может нуждаться во внедрении определенных процедур контроля и мотивации, может нуждаться во внешнем консалтинге. Тренеру необходимо все это понимать, во всем этом разбираться, ведь он – внутренний консультант компании.


Вернуться к оглавлению


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian