Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



 

Валерий Казарин о Мастерстве


ответы на вопросы, присланные 03.09.2005 г.

 Автор: Валерий Казарин,
руководитель Школы Карьеристов,
доктор педагогики высшей школы
Сайт: http://www.my-career.narod.ru

Какие события, книги и педагоги повлияли на Вас? Оказали влияние на Ваше профессиональное (!) становление как бизнес-тренера?

В самом конце прошлого века Я практически одновременно прочел 2 интересных книги по игротехнике. Автор одной “Персонал - технология: отбор и подготовка менеджеров” - Владимир Тарасов, директор Таллинской школы менеджеров. Автор второй “Игры: обучение, тренинг, досуг” - Вячеслав Петрусинский, доктор педагогики, профессор кафедры психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте РФ. Эти книги до сих пор являются для меня руководством к действию в решении многих профессиональных задач.

Подход В.Тарасова к подготовке менеджеров понравился мне своей жесткостью, бескомпромиссностью. Ведь менеджмент в рыночной экономике - это не прогулка с барышнями по набережной Антальи. Менеджеру нужно обладать лидерскими качествами, решительностью, самостоятельностью, быстрой реакцией, сильной волей, стрессустойчивостью и т.д. У В.Петрусинского меня привлекли фрагменты теории об эффективности обучения в режиме многократных перегрузок. Его игры для подростков позволяют в короткие сроки получить потрясающие педагогические результаты.

К тому времени у меня уже была богатая практика как управления, так и проведения деловых игр. Я с удовольствием принял опыт двух профессионалов для собственного тренерского роста. Прежде всего, для разработки новых, более эффективных тренинговых программ. Позже мне доводилось слышать упреки за то, что на моих тренингах менеджеры сразу после “жаркого огня” попадают под “холодный душ”. Что тут поделаешь, именно так закаляется сталь (безграничные ресурсы человеческого организма я в 2003 г. изучил на себе в институте доктора М.Норбекова)! И характеры тоже!!!

Я благодарен моей первой группе менеджеров по персоналу. В 1999 г. проводил для них открытый тренинг по бесконфликтному общению. В силу профессиональной деформации психики у участников была очень низкая деловая активность. И попытки активизировать их при решении учебных задач наталкивались на противодействие и агрессию. Но, справился. Зато в дальнейшей работе все конфликтные группы щелкались как “орешки”!

На мой стиль проведения тренингов сильное влияние оказали знакомство в 2001 г. и совместная деятельность с академиком РАО, доктором педагогики В.Сластениным (автором учебников по педагогике). А также прохождение тренингов у доктора педагогики Е.Левановой и курса лекций у доктора психологии Р.Кричевского. Теория о целостном педагогическом процессе и теория о единстве психосоматической системы положены мною в основу проектирования тренингов нового поколения. Тех самых, когда при минимальных затратах результат в несколько раз превышает привычный.

Один из этапов становления “профи” - обощение теории и практики тренингов в виде завершения и защиты докторской диссертации. Ее третья глава посвящена осмыслению психолого-педагогических основ краткосрочного практико-ориентированного обучения руководителей. Здесь описаны технология, методология, методики и техники создания и проведения тренингов для тех, кто хочет руководить лучше. Многие из наработок опубликованы в моих книгах, статьях и доступны для любознательных коллег.

Большим стимулом для саморазвития служит передача знаний и опыта студентам факультета педагогики и психологии МПГУ (бывш. им. В.И.Ленина). Поневоле начинаешь шевелиться быстрее, когда видишь глаза подрастающей зубастой молодежи. Хочу я этого или нет, но мои тренинги способствуют их карьерному росту (так появилась “Школа карьеристов”). Видимо, поэтому мой научный интерес в последние 2 года сместился в сторону философии карьеризма. Мне интересно наблюдать, как вчерашние “серые мышки” становятся тиграми. Голос крепнет, шаг становится увереннее, действия - профессиональнее, растут самооценка и амбиции, появляются первые результаты... Я счастлив, когда мои выпускники рассказывают о своих успехах!

Чем, на Ваш взгляд, отличаются Мастера педагогики (это может быть и учитель в школе, и преподаватель ВУЗа, знакомый) от просто квалифицированных специалистов?

Этот вопрос достаточно дискуссионный. Каждый может иметь свою точку зрения. Я выскажу свою.
Прежде всего, Мастер УВЛЕЧЕН своим делом. Он не просто профи, он - ПОЭТ, он - ТВОРЕЦ, он - СОЗИДАТЕЛЬ. Он не просто проводит урок, семинар или тренинг, он - живет им! Он не устает, не смотрит на часы, не замечает, что уже перерыв или поздний вечер. Он работает до последнего слушателя, до последнего вопроса, “пока не меркнет свет, пока горит свеча...”! При одинаковой программе у него не бывает повторов, каждый выход - это новый рисунок, это произведение искусства, это - импровизация!

В отличие от просто квалифицированных специалистов, Мастер - это все-таки профессионал. Он готов работать (т.е. жить) в любое время суток, с любой аудиторией, с любой знакомой темой. Вот его внезапно попросили заменить заболевшего коллегу. Вот он входит в кабинет. Здоровается, начинает и ... слышно, как об оконное стекло бьется большая черная муха. Через 45 минут (или 145, какая разница?) ему в который раз, стоя “рукоплещет восхищенный зал”!

Более того, Мастер знает и умеет СТОЛЬКО, что охотно делится своими секретами. Кого ему бояться, что и от кого скрывать? Настоящий Мастер велик своими Учениками.

Чем отличаются именно Мастера (и кто они), проводящие семинары и тренинги от просто квалифицированных специалистов?

Мастера, прежде всего, работают по собственным, авторским программам. Остальные специалисты, даже самого высокого класса работают по чужим, стандартным программам и сценариям, которые позволяют получить только стандартные результаты.

Мне трудно давать персональные оценки тем, кто проводит тренинги продаж, личностного роста и т.д. Ведь моя специализация - это краткосрочное обучение менеджменту. Как могут сказать специалисты по персоналу - “управленческие навыки”. На этом поле еще долгие годы править бал будет авторитет Владимира Тарасова. Других Мастеров такого уровня просто нет. Я сам опираюсь на его подход, использую его отдельные игры, каждый раз мысленно благодарю его за книги. Даже несмотря на то, что наше изобретение “Способ обучения посредством игры” опережает часть его разработок, я все равно горжусь, что учился у великого Мастера!


Вернуться к оглавлению


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Публикации на аналогичную тему:

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian