Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



Совокупность исследовательских процедур, используемых при создании корпоративной системы обучения

 Автор: Аксенова Ольга Александровна,
к.э.н., докторант, <br>Факультет управления и информационных технологий, СПбГПУ

Создание корпоративной системы обучения – сложный консультационный проект, при разработке которого очень важен процедурный уровень – конструирование методов и процедур исследования, обеспечивающих надежную и устойчивую фактуальную информацию, на базе которой и должна строится корпоративная система обучения.

Методы и процедуры в данном случае представляют систему более или менее формализованных правил сбора, обработки и анализа информации, обладающую к тому же достаточной универсальностью, т.е. возможностью использования для различных организаций.( См рис.1 Совокупность исследовательских процедур)

Совокупность исследовательских процедур, связанных со сбором первичной информации.

Для решения поставленной задачи используются три класса методов сбора первичных эмпирических данных: бесструктурное и структурное наблюдения, анализ документов и опросы.

Наблюдение. Отличительной чертой наблюдения как способа сбора фактологического материала является непосредственность и систематичность восприятия исследуемого объекта, что позволяет исследователю располагать данными о свойствах и динамике трудовых ресурсов организации в рамках определенного временного периода.

Наблюдение должно концентрироваться на следующих вопросах:

  1. Общая характеристика ситуации в организации

  2. Типичность наблюдаемых явлений, ситуаций, общая деловая атмосфера взаимодействия, наблюдаемых установок, навыков на текущий момент

  3. Субъекты или участники программ обучения, их классификация

  4. Ясность целей деятельности и социальные интересы, в данной организации, согласованность или конфликт интересов

  5. Производственная деятельность персонала организации. Регулярность и частота наблюдаемых событий ( конфликты, рассогласованность действий, неясность целей, отсутствие необходимых навыков).
Наблюдение, осуществляемое по такому ориентировочному плану, проводимое на начальной стадии исследования имеет общей задачей – структурировать объект исследования и выделить основные причинно-следственные связи процесса обучения и развития.



Рис. 1.Совокупность исследовательских процедур

На основе данных наблюдения можно перейти к стадии более формализованного поиска.

Контент-анализ документов. При разработке системы корпоративного обучения возникает необходимость не только в привлечении статистической( количественной) информации из документов, имеющихся в различных отделах и подразделениях организации ( например, отдела управления персоналом, выплат и компенсаций, отдела финансов, закупок и пр.). Но и в привлечении и обработке качественной информации, путем контент - анализа некоторых документов. Контент-анализ начинается с выявления смысловых единиц, в качестве которых используются: понятия, выраженные в отдельных терминах. тема, выраженная в смысловых абзацах, события (частота упоминания события). Например, по частоте употребления понятий, связанных с обучением, оценкой навыков, можно определить, в какой мере организация ориентирована на развитие, важности его для организации и пр., определить, насколько востребован тот или иной навык.

В общем виде процедуры подсчета при контент-анализе аналогичны стандартным приемам классификации по выделенным группировкам, ранжирования и шкального измерения.
При больших объемах текстов трудоемкие процедуры обработки данных контент- анализа облегчаются компьютерными программами ( входят в комплект SPSS и имеются в виде специальных разработок).

Анкетные опросы и интервью. Для разработки системы корпоративного обучения необходимо использовать два типа опросов: анкетные опросы и интервью. Эти методы при соблюдении надлежащих правил позволяют получить достаточно надежную информацию.

Анкетные опросы предполагают жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа («закрытие вопросы» -суждения и степень согласия с ними) позволяют более строго интерпретировать ответ, ответы регистрируются самим опрашиваемым.

Повышение надежности достигается, если учитывать следующее:
  1. лексику вопроса

  2. уровень компетентности опрашиваемого по данному предмету или уровень понимания существа вопроса(Введение так называемых - «фильтров»);

  3. уровень добросовестности, а так же внимательность респондентов помогают определить «Вопросы-ловушки»;

  4. Максимальная дробность пунктов информации;

  5. исключение наводящих вопросов, внушающих определенный ответ;

  6. избегать асимметрии позитивного и негативного полюсов оценок, т.е. смещение предлагаемых суждений в сторону негатива или позитива. Такие смещения опасны еще и потому, что люди вообще более тонко дифференцируют негативную зону восприятия, и более грубо- позитивную. Это связано с психофизическими особенностями, благодаря которым сигналы опасности воспринимаются как более надежные (так называемая позитивно-негативная асимметрия восприятия).

  7. проведение пробы анкеты (пилотаж, все анкеты, используемые для сбора информации, необходимой при построении системы корпоративного обучения, должны пройти процедуру проверки надежности и обоснованности, и внесения необходимых корректировок).
Интервью. Интервью - это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причем запись ответов производится самими интервьюерам. Применяемый при создании корпоративной системы обучения тип интервью (по анализу результатов обучения) является фокусированным, он применяется для того, чтобы извлечь информацию о реакциях субъекта на заданное воздействие (обучение). При этом анкетный опрос комбинируется с выборочными интервью. Для интервью отбирают 5-6% из тех, кто подвергался анкетному опросу. Выборочное интервьюирование опрошенных дает возможность проверить обоснованность и надежность результатов анкетного опроса, углубить понимание и интерпретацию полученных данных.
Сочетание опросов, интервью и наблюдения повышает достоверность информации, присовокупление к этим материалам документальных свидетельств делает ее еще более надежной.

Совокупность исследовательских процедур, связанных с измерением (квантификацией) данных.

Характеристики, необходимые для создания проекта корпоративной системы обучения в большинстве случаев носят качественный характер, и не имеют установленных эталонов измерений. Поэтому их приходится конструировать в соответствии с природой изучаемого объекта, основываясь на положениях теории измерений, по которой измерением называют отображение эмпирической системы с отношениями между ее элементами (составляющими, свойствами состояниями) в числовую систему с отношениями между числами. В итоге устанавливаются шкалы измерения, которые используются для квантификации качественных характеристик.

При этом надо учитывать, что точность и правильность измерения зависят от устойчивости измерения, обоснованности (валидности) шкалы, чувствительности эталона измерения (дробности пункта шкалы), отсутствия систематических ошибок измерения и от степени устойчивости измеряемого объекта. Для проверки этого использовались следующие критерии надежности измерения, приведенные в таблице 1.1

Таблица 1.2. Критерии надежности измерения

Критерий
Суть критерия
Способы проверки по данному критерию
Обоснованность, валидностьФиксируется, измеряется данное свойство, а не какое-либо другое Формулировка вопросов (пунктов шкалы) должна быть содержательно увязана с объектом измерения: Тест по известной группе на малой выборке;
УстойчивостьОднозначность, повторяемость результатов измерения Повторное измерение на той же группе опрашиваемых с подсчетом процента устойчивости
Чувствительность эталона измерения Достаточная чувствительность шкалы при заданной дробности, дающая устойчивое измерениеВыявление «нечувствительных» зон в диапазоне измерения, испытание шкал различной дробности

Проверка устойчивости шкалы путем осуществляется путем повторного измерения. Шкала считается устойчивой, если совпадения между первым и вторым измерением – достаточно высоки, Устойчивость определялась по формуле:
W =    n    * 100% = p
N

Проверка чувствительности шкалы осуществлялась путем сравнения замеров по шкалам разной чувствительности. Правильность и точность измерения повышается путем расчетов позволяющих сопоставить правильность замеров по шкалам разной чувствительности и тем самым отработать оптимальный инструмент.

Совокупность исследовательских процедур, используемых при обработке и анализе полученной информации.

Информация, получаемая в результате первичных процедур сбора и квантификации, нуждается в дальнейшей интерпретации и обработке, количественном анализе. При этом допустимые операции количественного анализа должны соответствовать типу шкалы, по которой производилось измерение, в противном случае результаты операций не будут иметь никакого смысла (как например, «средняя температура по больнице»). Поэтому, прежде чем оперировать с количественными характеристиками, полученными в результате измерений, надо определить к какому типу шкалы они относятся и какие операции с числами для них допустимы.

Таблица.1.2 Обработка информации, получаемой по различным типам шкал при сборе и обработки информации, необходимой для реализации исследовательского проекта «Корпоративная система обучения»

Формы представления информацииДопустимые преобразования (статистические меры и показатели)
Неупорядоченная номинальная шкалаПростая группировка, классификация в натуральных единицах (например, количество людей по какому-то признаку)
Оценка центральной тенденции в показателях модальной группы (Mо);
Оценка рассеяния ( диапазон разброса) по пунктам шкалы в процентах к общей численности
Оценка сопряженности по критериям χ2 и подобным мерам сопряженности
Порядковая шкалаМонотонные преобразования шкалы и суммирование оценок, фиксированных в одной шкале
При оценке центральной тенденции – все вышеперечисленные операции, а так же расчет медианы Me
Для оценки рассеяния – все вышеперечисленные, а так же оценка межквартильного диапазона ( показатели квартильного диапазона Δ,Q)
Для расчета связей – все ранее упоминаемые показатели, плюс коэффициент ранговой корреляции
Интервальная шкалаПри оценке центральной тенденции можно использовать Mо Me, а также среднеарифметическое x.
Показатели меры рассеяния те же, что и выше плюс оценка стандартного отклонения.
Для расчета связей – все вышеперечисленное, плюс коэффициенты парных и множественных корреляций.

Мы оперируем с номинальными шкалами, когда производим некоторые группировки, относим события или людей к тому или иному классу.

Допустимые операции с числами для номинальной шкалы следующие:
  1. Нахождение частот распределения по пунктам шкалы в процентах или натуральных единицах, наглядность которых повышается при построении диаграмм.

  2. Поиск средней тенденции по модальной частоте – Мода(Mo),т.е. группа с наибольшей численностью. Эти две операции уже дают представление о некоторых аспектах организации обучения: широте охвата, вовлеченности и мотивации к обучению.
Например, группировка по степени охвата обучением соответствует номинальной шкале:

А – участвовал в одном тренинге( семинаре)

Б – участвовал в 2-х тренингах (семинарах)

В – участвовал более, чем в 2-х

Г – участвовал во всех программах, реализуемых в организации

Таблица 1.3. «Охват обучением за период 1998-2005 гг»

Участвовал в программах обученияКоличество человек
В Одном тренинге
150
В 2-х тренингах
203
Более, чем в трех
200
Во всех учебных программах
97






Таблица 1.4.
  1. Установление связи между рядами свойств, расположенных неупорядоченно. С этой целью составляются перекрестные таблицы, которые устанавливают связь между некоторыми переменными (например, в таблице 1.4. - между занимаемой позиций и мотивацией к обучению)

    В таблицах перекрестной классификации можно подсчитать критерий сопряженности по Пирсону: хи-квадрат (χ2). Коэффициент Чупрова ( Т-коэффициент) определяет напряженность связи, если она имеет место.
Допустимые операции с числами в порядковой шкале. Порядковая шкала – устанавливает отношения равенства между явлениями в каждом классе и отношения последовательности в понятиях «>» «<»

Вот обычные наименования пунктов таких шкал: «Вполне согласен, согласен, не согласен, совершенное не согласен». В нашем случае порядковые шкалы используются в анкетах обратной связи, для оценки по измерению латентной переменной, отражающей общее впечатление от занятий.

Интервалы в шкале не равны, поэтому числа обозначают лишь порядок следования признаков. И операции с этими числами - это операции с рангами, но не с количественными характеристиками, поэтому использование операций деления (следовательно и среднего арифметического)- не корректно.

Числа по этой шкале допускают монотонные преобразования, их можно заменить другими с сохранением прежнего порядка. Это важно, когда при измерении используются разные порядковые шкалы, а их нужно привести к «общему знаменателю».
  1. 1) Суммировать оценки по ряду упорядоченных номинальных шкал, так в анкетах можно по каждому участнику посчитать общий балл, выражающий его общее впечатление от организации занятий, но не корректно считать средний балл, используя операцию деления, что для не допускается для данного типа шкал.

  2. Можно использовать все статистики, допустимые для номинальных шкал меры центральной тенденции, а именно, моду ( Μо), значение переменной или попадание в интервал, которое встречается чаще всего. Использование в качестве меры центральной тенденции, допустимой для данного типа шкал медианы (Me), которая делит ранжированный ряд пополам, не представляется целесообразным, поскольку трудно поддается смысловой интерпретации в рамках данного исследования.
Операции с информацией, получаемой в виде метрической шкалы равных интервалов ( интервальная шкала).

К этой шкале относятся шкалы, используемые во 2-м уровне измерения эффективности обучения ( См. Аксенова О.А. Организация корпоративной системы обучения. Изд-во СПбГПУ, 2005, гл. 5, 7)

Результаты тестирования по итогам обучения переводятся в шкалу равных интервалов, близкой по свойствам к идеальной или абсолютной шкале, с зафиксированным нулем, как отсутствие измеряемого признака. (В данном случае как отсутствие знаний по теме). Для таких шкал применимы все операции с числами.

В заключение необходимо заметить, что
  • В исследуемых нами процессах нередки явления, которые измеряются шкалами открытого типа, где полюс наибольших значений неневозможно фиксировать. Например, при оценке использования тех или иных навыков и показателей человеческой активности предельно максимальные значения трудно представить.

  • Квантификация сложных и далеко не однородных явлений накладывает немало ограничений на собственно математические операции измерения. Надо постоянно помнить, какими типами шкал мы пользуемся, какие математические операции для них допустимы и что в действительности скрывается за величинами и символами, которыми мы оперируем.


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Публикации на аналогичную тему:

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian