Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru



Академик Геннадий Месяц о научных школах в России и США.


В России есть научные школы, берущие начало в XIX веке. И можно пофамильно проследить людей — учеников и учителей, — сменяющих друг друга на протяжении столетия. В Америке не так. Там собирается команда под проблему. Проблема решена, люди разбегаются. В таких условиях научную школу не создашь.

Нас упрекают в патриархальности, в отсутствии свободы перемещения... Да, у нас люди привязаны к месту своими квартирами, безденежьем и пропиской. Но именно это, как ни парадоксально, и помогает существовать научным школам! В Америке, если умер крупный ученый, ученики его просто разъезжаются по разным университетам и лабораториям, где работу найдут. Там это просто и привычно — снялся и уехал в другой штат, арендовал дом или купил его в кредит. И все — школа рассыпалась, ей не на чем базироваться... А у нас срываться с места было некуда, да и невозможно. Это первое. А второе — в Советском Союзе невозможно было стать олигархом и миллионером, поэтому человеческая энергия находила другие формы реализации — творчество, в том числе научное.

И до сих пор это сохранилось, правда, во многом перейдя уже в сферу чистой престижности. Скажем, у Алферова работать престижно даже за маленькие деньги. Сейчас уже не проблема уехать за рубеж, но многие специально сидят в России на низких зарплатах и дорастают до докторов наук — люди намеренно делают себе имя, чтобы потом уехать на Запад с более солидных позиций. Ведь деньги всегда даются под конкретное имя, а научное имя сделать в России легче и быстрее, чем на побегушках на Западе.

Практически каждая научная школа у нас выпускает свой журнал. В России почти сто научных журналов издаются сразу на русском и английском языках. И несмотря на то, что доля России в мировом финансировании науки менее 1%, наша доля в мировых научных публикациях около 3%. А по физике, астрономии, геологии у нас до 7% публикаций! Количество же публикаций — главный показатель научной эффективности. (См. также Распределение Зипфа - Прим. Редактора портала TREKO.RU). 30% всех мировых публикаций принадлежит американцам. В десять раз больше, чем у нас. Но! Смотрите какая штука: имея в 200 раз меньшее финансирование, чем в США, мы имеем всего лишь в 10 раз меньшее количество публикаций, чем американцы. То есть эффективность работы наших ученых в 20 раз выше

Журнал "Огонек" 2003 г., N 28.


Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!
Видеолекции И.Л. Викентьева о ТРИЗ, творческих личностях / коллективах

Публикации на аналогичную тему:

Методические статьи
Статьи и дискуссии
Полезные бизнес-цитаты
Коллекции
На главную
Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian