Элемент, который может «затмить» основной объект коммуникации – основную идею произведения; Тренера; содержание семинара; рекламируемые товары и/или услуги. (Так, несколько симпатичных щенят чау-чау, мирно спящих в вольере на выставочном стенде, способны привлечь к себе гораздо больше внимания, чем выставленная рядом продукция фирмы...)
Впервые данный термин употребил американский рекламист Росер Ривз, хотя этот эффект восприятия был известен и ранее. Иногда «образ-вампир» используется сознательно для отвлечения внимания нецелевых Клиентов.
ПРИМЕР. «Недавно Lego в связи с проектом «Есть ли жизнь на Марсе» отправила на орбиту вместе с космическим туристом Денисом Тито 300 маленьких «марсиан». Однако раскрутку пришлось отложить из-за того, что внимание прессы было приковано прежде всего к человеку, заплатившему 20 млн. долларов за полет».
Дедюхина А., Lego – не просто игрушки, журнал «Со-общение» 2001 г., N 5, с. 60.
Иногда «образ-вампир» сознательно используется и для обратной цели: отвлечения внимания нецелевых Клиентов.
ПРИМЕР. “В 1977 г. китайские игроки в настольный теннис [...] очень высоко подбрасывали мяч, так что соперник следил за ним взглядом и отвлекался и не видел, как китайский игрок готовится к подаче”.
Х. Зенгер, Стратегемы. О китайском искусстве жить и выживать. Знаменитые 36 стратегем за три тысячелетия, М., “Прогресс”, 1995 г., с. 100.
ПРИМЕР. «Корову я велел поднять на сцену в тот момент, когда у меня пойдут низкие аккорды, и вот они уже пошли – чуч-чук-чук-ту… И наступает явление коровы. Все вышло просто классически, как вымерено. Она поднялась, посмотрела в зал, развернулась задом, подняла хвост, и тут началось такое… Трудно передать словами, ЧТО она натворила на глазах у публики партийного начальства. Директор «Октябрьского» Эмма Васильевна Лавринович и сейчас не может без трепета об этом вспоминать. Мой хороший знакомый Сергей Жариков, известный рок-музыкант, тогда мне сказал:
- Вот, Курехин, смотри, что такое искусство. Ты играешь тридцать лет на рояле, выделываешь все эти тончайшие штучки. А что люди будут вспоминать? Корову.
И он абсолютно прав. Потому что большинство людей даже плохо представляет, чем я занимаюсь. Меня на улицах узнают не потому, что я музыкант и композитор, и не потому, что играл во всяких идиотских рок-группах, а по телепрограмме «Ленин-гриб». Эта программа – как клеймо на всю жизнь. Никогда не думал, что она вызовет такой ажиотаж».
Сергей Курехин, Как бы резвяся и играя, цитируется по книге: Сердобольский О. М., Автографы в антракте: Актерские байки. 100 встреч – новелл – фотопортретов, СПб, «Нотабене»; N.Y. «Туманов & К», 2001 г.