Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru




Тренинг интеллекта, Тренинг интеллектуальный


Обычно под интеллектом (от латинского «intellectus» - понимание, познание) подразумевают общие способности человека к развитию, к решению проблем: способности, определяющие его успешность.

В настоящее время широко распространено понимание интеллекта, как способности справляться с различными заданиями, эффективно включаться в социальную жизнь, успешно приспосабливаться к изменяющимся условиям существования. С этой точки зрения интеллект - это способность решать новые задачи на основе прошлого опыта.

Приведем характерные примеры «тренировки интеллекта» в изложении западных авторов:

ПРИМЕР. «1. Пусть группа поэкспериментирует с переводом следующих предложений со стандартного языка на язык-прим (в этом фрагменте описывается, как тренируется осознанность своих действий - Прим. Редактора портала). Обратите особое внимание, из-за чего возникает несогласие или раздражение.

- Зародыш - уже человек.
- Оплодотворенная яйцеклетка - уже человек.
- Семя священно.
Семя драгоценно.
Если семя проливается напрасно
Боги приходят в гнев («Монти Пайтон»).

- Порнография - это убийство (Андреа Дворкин).
- Джон - гомосексуалист.
- Длина этого стола - четыре фута.
- Человеческий мозг - это компьютер.
- Когда я принял ЛСД, вся вселенная трансформировалась.
- Бетховен был параноиком, у Моцарта была маниакальная депрессия, а Вагнер был мегаломаном.
- Сегодня вторник.
- «Любовник Леди Чаттерлей» - сексистский роман.
- Мыши, крысы и кролики - грызуны.
- Пациент сопротивляется терапии.
- Грех и искупление-теологические фикции. Чувство греха и чувство искупления - реальные человеческие переживания (перефразировано из Людвига Витгенштейна).

2. Повторите еще раз эксперимент с камешком: передайте его по кругу, и пусть каждый постарается прочувствовать его, не складывая в мозгу никаких слов о камне.

3. Пусть каждый член группы поразмышляет над следующими предложениями, а затем выберет одно из них - то, которое ему (или ей) труднее всего произнести вслух:

- Моя мать была вечно пьяной шлюхой.
- Я отъявленный педик.
- Я лесбиянка и горжусь этим.
- Я всегда был трусом.
- Я боюсь быть один в темноте.
- Я был бы очень счастлив, если бы моя жена побыстрее подохла.

Пусть каждый из вас произнесет вслух ту фразу, которая вызывает у него самое сильное эмоциональное сопротивление.

Пусть все остальные наблюдают за тоном и «языком телодвижений» каждого члена группы, когда он старается произнести то, что боится произносить. Обратите особое внимание на улыбки (насколько искренними они кажутся?) и смущенное хихиканье.

Пусть группа обсудит, какой опыт получила она сегодня. Постарайтесь уделить особое внимание следующему вопросу: почему, изучив главу о различиях между словами и невербальным существованием, большинство из вас все еще боится определенных слов или идей. Отметьте, каким образом каждый член группы давал понять (тоном, жестами и т. д.), что на самом деле он вовсе не «имел в виду» то, что говорил. Сравните это с игрой хорошего актера, который мог бы произнести любое из этих предложений с полной убежденностью и убедительностью .

Вспомните знаменитый «эпизод с пенисом» из фильма «Рожденный четвертого июля» (когда Том Круз в роли парализованного ветерана пытается объяснить своей матери, что для него означает пожизненная импотенция). Посмотрите, как «искренен» и убежден он, когда кричит, что его пенис больше никогда не станет твердым, и как не хватает «искренности» вам, не проходившим школы актерского мастерства.

Каким образом актеры учатся преодолевать табу, которые управляют большинством из нас? Как вы считаете, сможет ли кто-нибудь из вас, с гетеросексуальной ориентацией, изобразить гомосексуалиста, как это когда-то сделал Брандо? Почему бы и нет? Обсудите это в группе».

Р.А. Уилсон, Квантовая психология, М., «София», 2006 г., с.114-115.

ПРИМЕР. «Вот упражнение, которое часто используется на семинарах: как с помощью линейки измерить диагональ небольшого параллелепипеда. Ответы обычно поступают самые разные. Участник, который смутно помнит геометрию Евклида, предлагает использовать теорему Пифагора и быстренько вычислить квадратный корень из суммы квадратов двух сторон треугольника. Другой, которого Пифагор раздражает даже больше, чем само упражнение, предлагает просто сломать ящик. Ответ вы, конечно, получите, но урон будет непоправим. Менее агрессивный вариант заключается в предложении проколоть дырочки в стенках с помощью иголки или карандаша.

Чтобы обойтись без вандализма, кто-то предлагает поставить коробку перед слайдопроектором. Тень, измеренная на экране, поможет найти правильный результат при условии, что диагональ коробки расположена строго вертикально и вы помните теорему Фалеса и свойства треугольников.

Менеджер более высокого уровня, раздраженный поворотом событий, без сомнения, предложит кому-нибудь позвонить. Привычка отдавать поручения помогает (в случаях, когда на семинар приходят члены исполнительного комитета, эта идея, как правило, оказывается первой).

Легкие изменения в задании оказывают влияние на очередность поступающих ответов. Если в вашем распоряжении кирпич, стеклянный блок, словарь или деревянный брус, порядок предложений изменится. Так или иначе, появляется другое моментальное решение! (См. решения к упражнениям в конце этой главы.)

Достаточно поставить коробку на угол стола и опустить ее вниз на расстояние, равное ее ширине. Таким образом, вы создаете пространство, идентичное размерам коробки. А затем уже вы производите нужные измерения в этом пространстве. Слишком просто, чтобы быть очевидным? И да, и нет».

Люк де Брабандер, Забытая сторона перемен. Искусство создания инноваций, М., «Претекст», 2008 г., с.130-131, 134.


На момент написания данной словарной статьи Редактору портала TREKO.RU не известны примеры действительно небанальных задач, решенных после подобных тренингов интеллекта...

С более результативными и непсихологическими подходами можно ознакомиться здесь:
См. также:

Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!


Видеолекции И.Л. Викентьева о принятии творческих решений

Электронный словарь тренера и консультанта

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 
A-Z 

Поиск по всему тексту статей:



Благодарим Вас за пользование Словарем!

Вы можете поддержать "Словарь тренеров и консультантов", разместив на Вашем сайте:

вот такой баннер:

Словарь тренера и консультанта

или форму для поиска в Словаре TREKO.RU:

Подробности »

Введение
Статьи
Цитаты
Коллекции
На главную

Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian