Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru




Пифагоров строй


«Почтенный Пифагор отвергал оценку музыки,
основанную на свидетельстве чувств.
Он утверждал, что достоинства ее должны восприниматься умом,
и потому судил о музыке не по слуху, а на основании математической гармонии
и находил достаточным ограничить изучение музыки пределами одной октавы»

Плутарх


Древнегреческий философ Пифагор [прим. 570 до н. э. - прим. 490 до н. э.] известен не только своими достижениями в точных науках (например, теорема Пифагора), но также своим вкладом в теорию музыки.

Пифагор и его последователи рассчитали т.н. пифагоров строй, то есть, математическое выражение интервалов между звуками гаммы (т.н. «лидийской» гаммы).

Здесь необходимо сделать несколько поясняющих определений:

Гаммой или звукорядом, называется последовательность звуков (ступеней) некоторой музыкальной системы (лада), расположенных, начиная от основного звука (основного тона), в восходящем порядке. Говоря о музыкальной системе (ладе) мы подразумеваем, что звуки, входящие в эту систему, мы будем использовать при сочинении и исполнении музыки.

Название «гамма» происходит от греческой буквы Γ (гамма), которой в средние века обозначали крайний тон звукоряда, а затем и весь звукоряд. Важнейшей характеристикой звуков музыкального строя является их высота, представляющая отражение в сознании слушателя частоты колебания звучащего тела, например, струны. Чем больше частота колебаний струны, тем «выше» («тоньше») представляется нам звук. Каждый отдельно взятый звук не образует музыкальной системы и, если он не слишком громкий, не вызывает у нас особой реакции. Однако уже сочетание двух звуков в иных случаях получается приятным и благозвучным, а в других, наоборот, «режет» ухо. Согласованное сочетание двух звуков называется консонансом, а несогласованное – диссонансом. Ясно, что консонанс или диссонанс двух звуков определяется разницей частот между ними – или «интервалом».

Возвращаясь к теме словарной статьи: Пифагор создал свою «школу мудрости» положив в её основу два «искусства» – музыку и математику. Одним из основных достижений пифагорейцев в математической теории музыки был разработанный ими способ вычисления интервалов между звуками гаммы – Пифагоров строй. Новая технология использовалась для настройки популярного в то время струнного музыкального инструмента – лиры, которая зазвучала красивее, а звучание произведений стало менее зависеть от прихоти конкретного настройщика

Теме не менее, пифагоров строй был несовершенен, как и древнегреческая арифметика. Расстояния между соседними звуками пифагорова строя неодинаковы. Он – неравномерный. Чтобы сыграть мелодию от какой-либо другой ноты, лиру нужно было каждый раз перестраивать…

В средневековой Европе в церковной музыке широкое распространение получил орган - многоголосный инструмент с фиксированной частотой звуков. Этот инструмент требовал настройки. Так как единственным строем, хорошо известным в те времена, был строй Пифагора, то орган стали настраивать в этом строе. Перестройка же средневекового органа – это проблема гораздо более сложная, чем перестройка лиры – поэтому недостатки пифагорова строя проявились более ярко… Возникла необходимость в более совершенном, равномерном (т.н. равномерно-темпирированном) строе.

Еще греческий философ Аристоксен, ученик Аристотеля, предложил в IV веке до н.э. заменить строй Пифагора делением чистой кварты на пять равных полутонов, как и в современном равномерно-темпирированном строе. Но можно предположить, что создание равномерно темперированного строя стало возможно только с распространением десятичной (т.н. «арабской») системы счисления, которой не владели древне-греческие мыслители…

Традиционно равномерно-темпирированный строй связывают с именем великого немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха и с его Хорошо-темпирированным клавиром.
См. также:

Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!


Видеолекции И.Л. Викентьева о принятии творческих решений

Электронный словарь тренера и консультанта

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 
A-Z 

Поиск по всему тексту статей:



Благодарим Вас за пользование Словарем!

Вы можете поддержать "Словарь тренеров и консультантов", разместив на Вашем сайте:

вот такой баннер:

Словарь тренера и консультанта

или форму для поиска в Словаре TREKO.RU:

Подробности »

Введение
Статьи
Цитаты
Коллекции
На главную

Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian