Американский профессор Беррес Скиннер / Burrhus Skinner [1904-1990] в 1954 г. сделал доклад на тему The Science of Learning and the Art of Teaching / Наука учения и искусство преподавания, впервые представив в нем концепцию линейного программированного обучения.
В основу технологии линейного программированного обучения были положены 3 основных требования:
а) исключение из процесса обучения страха учащегося перед наказанием, насмешками со стороны учителя и товарищей, плохими оценками (вот характерный отрывок из текста Б. Скиннера, отвечавшего на свой же риторический вопрос: как относится большинство взрослых людей к математике, которой их учили в школе: «У них даже беглый взгляд на столбцы цифр, не говоря уже об алгебраических символах или интегралах, вызывает чувство беспокойства, вины, страха, но никак не математическое поведение»);
б) переход от контроля учителя к самоконтролю учащегося;
в) перевод традиционной педагогической системы, основанной на принципах Яна Коменского: "один Учитель – много Учеников" в режим самообучения учащихся.
По мнению Б. Скиннера, его концепция, иногда называемая «инструментальное / обусловленное обучение», в корне отличается от концепции условных рефлексов И.П. Павлова, поскольку в ходе условного рефлекса закрепляется прежде всего реактивное поведение, в то время, как инструментальное учение формирует оперантное поведение, нацеленное на будущее.
Основное средство реализации концепции инструментального обучения - обучающая программа, в которой даны:
- учебный материал (например, на картонных карточках или в виде компьютерной программы);
- подробное описание действий каждого учащегося по усвоению учебного материала;
- формы контроля усвоения каждым учащимся.
Более детально это сводится к следующим положениям:
- дробление учебного курса на «малые порции / шаги» - для предупреждения возможных ошибок учащихся при их восприятии;
- уровень трудности каждой порции учебного материала должен быть достаточно низким, чтобы обеспечить правильность ответов учащегося на большинство вопросов (По Б. Скиннеру, для организации успешного обучения, доля ошибочных ответов учащихся не должна превышать 5%);
- единообразного хода обучения для всех – поскольку не делается никаких попыток организовать обучение в зависимости от способностей и наклонностей учащихся. Вся разница между учениками будет выражаться лишь в продолжительности прохождения одной и той же программы - см.: Технология полного усвоения знаний;
- учащийся даёт ответы, заполняя соответствующие пробелы в учебном тексте;
- немедленное подтверждение и поощрение правильности ответа учащегося для выработки чувства уверенности и формирования интереса к учебе;
- при неправильном ответе учащийся получает помощь и дополнительные разъяснения;
- переход к следующему шагу программы возможен только тогда, когда учащийся овладеет содержанием предыдущего шага;
- индивидуализация темпа учения – каждый учащийся работает в оптимальном для себя темпе;
- дифференцированное закрепления знаний - каждое обобщение повторяется в различных контекстах и иллюстрируется тщательно подобранными примерами.
Позже выяснилось, что программированное обучение полезно при выработке достаточно простых навыков и умений.