Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru




Леонид Наумов: Алгоритм Дифференциальной Диагностики


Синонимы: Алгоритм Дифференциальной Диагностики (АДД); Синдромный принцип диагностики; Диагностические алгоритмы Наумова

Доктор медицинских наук, профессор Леонид Борисович Наумов, как на основе анализа ошибок диагнозов медиков, так позже и на основе книги Л.В. Ланды, изданной в 1966 г., разработал методику: Алгоритм Дифференциальной Диагностики (АДД) многочисленных внутренних болезней.

Первая публикация с изложением основных идей в учебном пособии: Наумов Л.Б., Программированное изучение рентгенологии, Свердловск, 1964 г.

В 1970 г. автор впервые в СССР организовал в Новосибирском мединституте кафедру педагогики и оптимизации высшего медицинского образования.


В 2005 г., анализируя процесс обучения и работы врачей, Л. Б. Наумов писал: «Увы, чудес не бывает! Студент и молодой врач не в состоянии выполнить ту сложнейшую умственную работу, которую до него не выполнили его учителя – профессора, доценты, ассистенты, авторы учебников и руководств, высококвалифицированные специалисты, люди, привыкшие к напряженному интеллектуальному труду. Стало быть, проблема в том, чтобы разработать такую методику мышления, которая обеспечит любому учащемуся, в том числе, и студенту-медику, последовательный переход от более простых к более сложным ступеням познания истины. Причем, этот методический инструмент должен каждый раз обеспечивать преобразование «как самого типа мышления учёных, так и всей системы отвечающих ему способов и приемов мышления, методов познания». И это преобразование должно происходить у всех без исключения, кому по роду профессиональной работы надо решать задачи «трехэтажной» трехэтапной мыслительной сложности […] Студенты, врачи и даже преподаватели-клиницисты часто совершают диагностические ошибки. И никакие красивые идеи не помогают. Даже Ленинские. Даже многократно повторенные и накрепко внушенные всем и каждому. Что же надо сделать, чтобы повысить эффективность мышления, чтобы уменьшить число диагностических ошибок, чтобы улучшить качество диагностики и лечения больных? Напрашивается единственный ответ. В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НУЖНО ЭФФЕКТИВНО УПРАВЛЯТЬ МЫШЛЕНИЕМ УЧАЩИХСЯ».


К недостаткам традиционного медицинского подхода диагностики, приводящего, по данным Л.Б. Наумова, ежегодно к 150 000 смертей в США - можно отнести:

«1. Сотни методов медицинского исследования;

2. Десятки тысяч симптомов всех болезней;

3. Сотни тысяч критериев диагностики;

4. 10 тысяч нозологических единиц (по принятой в СССР номенклатуре болезней);

5. Память студента-медика и врача;

6. Конкретный больной;

7. Нозологическая единица, сопоставление с картиной которой создает у студента или врача впечатление о наличии данной болезни у данного больного;

8. Врачебное диагностическое заключение (констатация конкретной нозологической единицы)».

Используя известные свойства алгоритмов он пошёл путём не бесконечной детализации и увеличения числа отдельных симптомов (которые могут быть общими у отдельных болезней), а путем объединения сиптомов в синдромы, а уже потом внутри каждого синдрома - разграничения диагносцируемых болезней только по отличающимся признакам.

Вот как сам автор описывает синдромный принцип диагностики:

«1. Небольшое число синдромов при поражения данного органа (системы). Межсиндромная дифференциальная диагностика и выявление ведущего синдрома;

2. Небольшое число патологических процессов внутри каждого синдрома. Выделение по ряду решающих признаков наиболее вероятного патологического процесса;

3. Небольшое число болезней, различных по этиологии или характеру данного патологического процесса при данном ведущем синдроме. Выделение по решающим симптомам наиболее вероятной этиологии или характера данного патологического процесса;

4. Небольшое число нозологических единиц данной этиологии внутри данного патологического процесса при данном ведущем синдроме. Выделение по решающим симптомам наиболее вероятной нозологической единицы - диагноз болезни;

5. Немногие стадии (фазы) болезни каждой нозологической единицы. Выделение по решающим симптомам наиболее вероятной фазы заболевания, его осложнений и исходов;

6. Полное врачебное диагностическое заключение – окончательный диагноз болезни, осложнения, исходы».

В результате экспериментов удалось выяснить, что подобный подход позволяет ставить медицинские диагнозы точнее, быстрее и избегать многочисленных диагностических ошибок.
См. также:

Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!


Видеолекции И.Л. Викентьева о принятии творческих решений

Электронный словарь тренера и консультанта

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 
A-Z 

Поиск по всему тексту статей:



Благодарим Вас за пользование Словарем!

Вы можете поддержать "Словарь тренеров и консультантов", разместив на Вашем сайте:

вот такой баннер:

Словарь тренера и консультанта

или форму для поиска в Словаре TREKO.RU:

Подробности »

Введение
Статьи
Цитаты
Коллекции
На главную

Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian