Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru




Евреинов Николай Николаевич


Николай Николаевич Евре́инов [1879-1953, Париж] русский и французский режиссёр.

Он «…стоял у истоков явления, которое затем получило широкое распространение в психотерапевтической практике на Западе. Речь идет о лечебном методе, когда пациент проигрывает болезненную, травмирующую его ситуацию и через катарсис приходит к осмыслению того, что происходит на самом деле, а не только в его больном восприятии.

Н. Н. Евреинов считал, что сценические переживания самого актера проецируются на зрителя, а состояние зрительного зала, в свою очередь, отражается и на самом исполнителе. «Театр - это встреча двоих: глаза в глаза, лицом к лицу. И если Вы близко, я возьму Ваши глаза вместо своих, и Вы возьмете мои глаза, и я увижу вещи с Вашей точки зрения Вашими глазами, а Вы станете на мое место и увидите их моими глазами».

В статье Н. Н. Евреинова «Подсознательные процессы и творчество», написанной в 1923 году, впервые встречается выражение «здесь и теперь», ныне ключевое для любого психологического или психотерапевтического тренинга. Евреинов пишет по поводу выдвинутой им идеи: «Я лишь хотел обратить внимание на метод лечения наших врачей, а заодно и сценических деятелей, в руках которых (как это ни странно на первый взгляд) находится один из способов, и может быть из самых могучих, - оздоровления человечества». […]

Вот один пример психотерапевтической функции театра, приводимый Евреиновым. В 20-е годы в Петрограде работал педагог Николай Павлович Ижевский, до революции служивший преподавателем в третьей гимназии. Под его руководством действовал философский кружок «Наше общество». Крыша гимназии называлась у участников кружка «Священной горой». Там можно было не только наблюдать звёзды, но и вести бесконечные откровенные разговоры о самых насущных в юношеском возрасте проблемах. Вместе с тем этот педагог мог в поездках за город с увлечением играть со своими учениками в пятнашки и чехарду. После революции гимназия была преобразована в 13-ю трудовую школу, в неё влились девочки, и возникли сложны» запутанные отношения между учениками. Дружба распалась, естественный в этом возрасте интерес к противоположному полу привел к появлению драматического любовного треугольника, Участники его страдали со всем юношеским максимализмом, и в их отношения оказался втянут весь класс. И тогда педагог предложил школьникам сочинить и поставить спектакль на импровизационной основе, персонажами которого были маски итальянской комедии Арлекин, Пьеро, Коломбина, но были введены и новые персонажи: доктор Фауст, Человек без маски, Франт с цепочкой.

В спектакле шла речь о естественности и лжи в любви, о благородстве подлинной дружбы. Каждый участник сам творил свою роль. Ученики, пользуясь масками commedia dell'arte, играли в этом спектакле самих себя, изживая в сценическом действии собственные переживания. Так они получили уникальную возможность, с одной стороны, взглянуть на себя со стороны, а с другой, пережить катарсис на сцене.

Вот как описывает свои муки один из участников спектакля: «Всё это время провисел на кресте, как Христос. Тело висит на виселице, а душа сидит внизу и смеется. Теперь я - жив душою».

В процессе спектакля выявилось, наконец, и лицо героини. Девушка, игравшая Коломбину, так оценивала свое состояние: «Я побывала на месте первого мальчика. Как было бы мне больно! Её подруга, ранее остававшаяся «не у дел», стала близка компании, восстановилась дружба, и все это вместе взятое оздоровило отношения мальчиков и девочек в классе. Произведенный Н. П. Ижевским педагогический опыт был осмыслен Н. Н. Евреиновым именно как вновь открытый метод театрального воздействия на психологию участников спектакля.

В книге «Театр для себя» Н. Н. Евреинов обосновывает психотерапевтический эффект театра, ссылаясь па слова Прентиса Мюльфорда из его книги «На заре бессмертия». В главе «Внутренний врач» автор учит, как помогать себе самому: «Всякое воображаемое действие, - пишет он, - невидимая действительность. Чем интенсивнее и дольше мы держим в сознании эти представления, тем полнее они выразятся в форме бытия, познаваемого внешними чувствами. Театр лечит актёра, вот почему многие из них имеют моложавый вид».


Рождественская Н.В., Толшин А.В., Креативность: пути развития и тренинги, СПб, «Речь», 2006 г., с. 118-121.


Позже Джекоб Морено пришел к тем же выводам совершенно независимо от Н.Н. Евреинова – см. психодрама.
См. также:

Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!


Видеолекции И.Л. Викентьева о принятии творческих решений

Электронный словарь тренера и консультанта

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 
A-Z 

Поиск по всему тексту статей:



Благодарим Вас за пользование Словарем!

Вы можете поддержать "Словарь тренеров и консультантов", разместив на Вашем сайте:

вот такой баннер:

Словарь тренера и консультанта

или форму для поиска в Словаре TREKO.RU:

Подробности »

Введение
Статьи
Цитаты
Коллекции
На главную

Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian