По данным Г.С. Альтшуллера, современной Творческой Личностью можно назвать человека, обладающего не одним, а целым комплексом качеств, цитируем:
«Решить новую производственную задачу, используя ТРИЗ, можно за несколько дней. Или за несколько недель, если нужно дополнительное время на уточнение условий задачи и сбор необходимой информации. Решить - в смысле найти идею решения. Но идею надо разработать, доказать её новизну и реальность, наконец, внедрить. Известный новатор, токарь-лекальщик, автор книги «Жизнь - поиск» Борис Федорович Данилов писал: «Создание новшества идет примерно по четырем этапам. Обдумывание идеи - это нелегко. Добиться ее признания значительно труднее. «Обжелезить» и довести образец до серийного выпуска почти невозможно. А получить положенное законом скромное вознаграждение уже невозможно вообще».
Думается, в пылу полемики Данилов сгущает краски: вряд ли вот так - по четырем этапам - резко нарастают трудности. Но трудности при реализации новых идей, безусловно, существуют - и немалые. Вызваны они не столько кознями консерваторов, как полагает Данилов, сколько необходимостью (я бы сказал: закономерной необходимостью) ломать устоявшиеся научно-технические концепции, взгляды, представления о том, что возможно и что невозможно.
Борьба со старыми представлениями - трудный и сложный процесс. Изобретателю необходимо качество, которое в боксе называют «умением держать удар». И не только это качество. Тщательный анализ жизненного пути многих изобретателей позволяет выделить шесть качеств творческой личности - минимально необходимый «творческий комплекс».
1. Прежде всего нужна достойная цель - новая (ещё не достигнутая), значительная, общественно полезная. Пятнадцатилетний школьник Нурбей Гулиа решил создать сверхъемкий аккумулятор. Работал в этом направлении более четверти века. Пришел к выводу, что искомый аккумулятор - маховик; начал делать маховики - своими силами, дома. Год за годом совершенствовал маховик, решил множество изобретательских задач. Упорно шёл к цели (один штрих: а. с. 1048196 Гулиа получил в 1983 г. - по заявке, сделанной еще в 1964 г.; 19 лет борьбы за признание изобретения!). В конце концов Гулиа создал супермаховики, превосходящие по удельной запасаемой мощности все другие виды аккумуляторов.
2. Нужен комплекс реальных рабочих планов достижения цели и регулярный контроль за выполнением этих планов. Цель остается смутной мечтой, если не будет разработан пакет планов - на 10 лет, на 5 лет, на год. И если не будет контроля за выполнением этих планов - каждый день, каждый месяц. В идеале нужна система (описанная Д. Граниным в книге «Эта странная жизнь»), которой придерживался биолог А. А. Любищев. Это регулярный учет выработанных часов, планомерная борьба с потерями времени.
В большинстве случаев планы включают приобретение знаний, необходимых для достижения цели. Часто эти знания оказываются за пределами имеющейся специальности - приходится начинать с нуля. М. К. Чюрлёнис, задумав синтез музыки и живописи, пошел в начальную художественную школу (а был он к этому времени высококвалифицированным профессиональным музыкантом): вместе с подростками осваивал азы живописи.
3. Высокая работоспособность в выполнении намеченных планов. Должна быть солидная ежедневная «выработка» - в часах или единицах продукции. Только на вспомогательную работу - составление личной картотеки - нужно около трех часов в день. Картотека В. А. Обручева содержала 30 пудов (!) аккуратно исписанных листков тетрадного формата. После Ж. Верна, напоминаю, осталась картотека в 20 000 тетрадок.
4. Хорошая техника решения задач. На пути к цели обычно необходимо решить десятки, иногда сотни изобретательских задач. Нужно уметь их решать. Биографы Огюста Пиккара пишут: «Изобретение батискафа коренным образом отличается от множества прочих изобретений, зачастую случайных и, во всяком случае, интуитивных. К своему открытию Пиккар пришел только благодаря систематическим, продуманным поискам решения»... Разумеется, во времена Пиккара не было ТРИЗ, но создатель стратостата и батискафа умел видеть технические противоречия и владел неплохим - даже по современным меркам - набором приемов. Не случайно многие задачи, решенные в свое время Пиккаром, прочно вошли в задачники ТРИЗ - в качестве учебных упражнений.
5. Способность отстаивать свои идеи - «умение держать удар». Сорок лет прошло от мечты о спуске под воду до реального спуска первого батискафа. За эти годы Огюсту Пиккару довелось испытать многое: нехватку средств, издёвки журналистов, сопротивление специалистов. Когда, наконец, удалось подготовить батискаф к «Большому погружению» (спуску на максимальную глубину океана), Пиккару было почти 70 лет, он вынужден был отказаться от личного участия в погружении: батискаф повел его сын Жак. Пиккар, однако, не сдался. Он начал работу над новым изобретением - мезоскафом, аппаратом для исследования средних глубин.
6. Результативность. Если есть перечисленные выше пять качеств, должны быть частичные положительные результаты уже на пути к цели. Отсутствие таких результатов - тревожный симптом. Нужно проверить, правильно ли выбрана цель, нет ли серьезных просчетов в планировании.
Итак, шесть качеств. ТРИЗ непосредственно связана только с четвертым пунктом этого списка. Но качества образуют систему: нельзя добиться высоких показателей по одному пункту, если на нуле все остальные. Поэтому в последние годы в программах обучения ТРИЗ все большее место отводится комплексному развитию качеств, присущих творческой личности. Достигается это включением в программы конкретных примеров, относящихся ко всему комплексу качеств (жизнь В. И. Ленина) или к отдельным качествам (например, подробно изучается система А. А. Любищева). Разумеется, показ на примерах - начальная форма обучения. По каждому из пяти пунктов (шестой - результат первых пяти) нужна технология: методика, набор рабочих инструментов. Между тем хорошо разработанная технология есть пока только по четвертому пункту и отчасти по второму. С 1983 / 84 учебного года в программы занятий стали включаться элементы теории выбора цели, опирающейся на анализ формируемого коллективными усилиями Фонда Целей.
Учебные программы по ТРИЗ становятся сложнее, насыщеннее. Но для слушателей каждое занятие - праздник. Разве не праздник, когда преподаватель вдруг предлагает придумать подарок для Аэлиты? Или рассказывает о похожей на приключенческий роман жизни Раймундо Луллия, предвосхитившего современный морфологический анализ... Праздник - когда группа впервые решает, казалось бы, неразрешимую производственную задачу, шаг за шагом - планомерно, неуклонно приближаясь к ответу... Да и самые обыденные тренировочные задачи неожиданны и увлекательны. Вот заурядное домашнее задание:
Задача 10.2. Освещенность залитой солнцем белой стены в 1000 раз выше освещенности темного подъезда. Между тем самые лучшие белила всего в 60 раз ярче черной краски. Многие пейзажи выглядят так, словно мы видим их через солнцезащитные очки или пыльное окно. Как быть?
Не спешите предлагать люминесцентные краски. Ведь речь идет об уже написанных картинах...
С такой задачей столкнулся в начале XX века известный физик Вуд. Для развлечения Вуд писал маслом пейзажи. И когда его пригласили прочитать лекцию об оптике в живописи, он решил показать старые пейзажи, так сказать, в новом свете. Идея Вуда проста. С картины делают диапозитив, а потом изображение проецируется на саму картину. Темные места остаются без изменения, а светлые пятна подсвечиваются. В результате солнечный свет на картине усиливается, становится накаленным, ярким, живым...
На современников эта история произвела сильное впечатление. Она и в самом деле характеризует оригинальное мышление Вуда. Но сравните задачу 10.2 с предыдущей. Они похожи, эти задачи, во всяком случае, похожи их ответы. Впрочем, есть и существенное различие. В ответе на задачу 10.2 всего один оригинальный прием: освещение картины проецированием на нее изображения самой картины. Ответ на задачу 10.1 включает ещё два приема: «заполнить все и убрать избыток», «использовать переход через точку Кюри». Причем задача решается именно сочетанием приемов, тут более хитрая механика, чем в задаче Вуда.
Все слушатели, прошедшие полный курс обучения ТРИЗ, легко решают задачи типа 10.1. Все! Осиливают задачи и много более трудные. Время, потраченное на учебу, уходит не зря: вырабатывается умение творчески мыслить. И не только мыслить - действовать, жить творчески.
[…] ТРИЗ воспитывает иное - диалектическое мышление, способность видеть в любых технических (да и не только технических) системах противоречия, мешающие развитию, умение устранять эти противоречия. Разрешать на основе системного мышления, способности воспринимать любой предмет, любую проблему всесторонне, во всем многообразии их связей».
Альтшуллер Г.С., Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач, Петрозаводск, «Скандинавия», 2003 г., с.178-182.
В своих выступлениях, письмах и книгах Г.С. Альтшуллер неоднократно писал о творческом пути человека в ТРИЗ в виде последовательности:
Решатель --> Преподаватель ТРИЗ --> Разработчик ТРИЗ --> Творческая личность
Пока этот процесс, увы, обладает невысоким КПД:
«… постепенно появляются люди, способные постоянно и эффективно работать при любых условиях. Люди, которые смотрят на ТРИЗ как на ГЛАВНУЮ свою профессию. Но из десяти слушателей появляется один преподаватель, из десяти преподавателей – один разработчик, из десяти разработчиков – один профессионал».
Альтшуллер Г.С., Вёрткин И.М., Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности, Минск, «Беларусь», 1994 г., с. 375.