«Первый семинар по методике решения изобретательских задач был проведен в Баку в 1959 году. Ныне творческая учеба налажена во многих городах нашей страны. Практика показывает, что уже после нескольких занятий слушатели начинают применять отдельные элементы АРИЗ: понятие о технических противоречиях, ИКР, типовые приемы. Решение задач все еще строится на методе «проб и ошибок», но сами пробы становятся более направленными и эффективными.
Чтобы полностью овладеть техникой решения задач по АРИЗ, нужны 20-30 занятий на семинаре, а затем - самостоятельная тренировка на протяжении нескольких месяцев: разбор учебных задач, решение новых задач, изучение учебно-методической литературы. По мере освоения навыков направленного мышления, изобретатель все реже прибегает к подробным записям решения: сложные аризные мыслительные операции проводятся в уме - в виде свободного размышления. Задачи все чаще и чаще решаются глубоким применением отдельных фрагментов АРИЗ. Многое кажется очевидным сразу - еще до решения. Аргументация (в том числе рассуждение по шагам) приходит позже, когда «очевидное» решение уже возникло. Появляется «личный почерк»: развитием (вольным или невольным) отдельных элементов АРИЗ вырабатывается индивидуальный стиль мышления. Изобретатель ведет систематическую заготовку ответов на еще неизвестные ему задачи: подбирает картотеку приемов, накапливает сведения о сильных решениях и т. д.
Аризное мышление только сейчас начинает становиться объектом изучения. Можно отметить лишь некоторые его особенности:
N | Обычное изобретательское мышление | Аризное мышление |
1 | Тенденция к облегчению, упрощению требований задачи | Тенденция к утяжелению, усложнению требований задачи |
При решении задачи 7 обычный изобретатель думает: «Полностью устранить трение, конечно, невозможно. Моя задача - уменьшить трение». Изобретатель, привыкший мыслить по АРИЗ, рассуждает иначе: «Замыкалка» движется с трением. Чем меньше трение, тем лучше. Значит, трения вообще не должно быть. ИКР: «замыкалка» трётся о контакты без трения...». Когда об изобретателях говорят, что они сумасшедшие, в этом есть зерно истины: ход мыслей хорошего изобретателя «ненормален» с точки зрения неизобретателя. К сожалению, изобретатели намного чаще думают удручающе нормально... АРИЗ учит хорошему, «ненормальному» мышлению.
2 | Тенденция к уклонению от диких ходов. | Стремление идти по пути увеличивающейся «дикости». |
«Надо плавить или взрывать льды», - думает обычный изобретатель. Возможность плавить или взрывать корабль не приходит ему в голову или мгновенно отбрасывается. Это хорошо выявилось на опытах, при которых задачу 5 по таблице решали изобретатели, слабо знавшие АРИЗ. Таблица подсказывала: надо применить прием N 35 (изменение агрегатного состояния). Этот прием всегда привязывался ко льдам, а не к кораблю. В тех случаях, когда преподаватель прямо спрашивал: «А если изменить агрегатное состояние корабля?» - это неизменно вызывало смех.
3 | Зрительное представление об объекте нечеткое и привязанное к объекту-прототипу. | Зрительное представление об объекте четкое и привязанное к объекту - ИКР. |
Обычный изобретатель видит некий ледокол (очень нечетко - в общих, чертах), быстро ломающий льды. Аризное мышление рисует иную картину, нечто грузонесущее проходит сквозь льды словно их и нет.
4 | Представление об объекте «плоское». | Представление об объекте «объёмное»: виден не только объект, одновременно просматриваются его подсистемы и надсистема, в которую он входит. |
Аризно мыслящий изобретатель видит не «ледокол вообще», а одновременно три изображения: ледокол, его части (гипертрофированную машинную часть и очень маленькую грузовую часть; мгновенная мысль - в идеальной машине было бы наоборот!) и караван, в который входит ледокол (ещё одна мгновенная мысль: если мы даже сотрем лед в порошок, этот порошок будет сзади всплывать и смерзаться; одна задача тянет за собой другую - тут угадывается тупик).
5 | Представление об объекте «сиюминутное». | Объект виден в историческом движении: каким он был вчера, какой он сейчас, каким он должен стать завтра (если сохранить линию развития). |
6 | Представление об объекте «жесткое». | Представление об объекте «пластичное», легко поддающееся сильным изменениям - в пространстве и во времени. |
В задаче 7 груз («замыкалку») можно видеть «жёстко» - в виде некоего падающего тела (как в ответе на задачу 6). А можно увидеть этот груз сильно меняющимся даже за те доли секунды, пока длится падение. «Сильно меняющимся» - значит, меняющимся вплоть до превращения в нуль.
7 | Память подсказывает близкие (и потому слабые) аналогии. | Память подсказывает далёкие (и потому сильные) аналогии, причём запас информации постоянно пополняется за счет собираемых принципов, приёмов и т.д. |
8 | С годами усиливается барьер специализации. | Барьер специализации постепенно разрушается. |
9 | Степень управляемости мышления не повышается. | Мышление становится всё более управляемым: изобретатель видит ход мышления как бы со стороны, легко управляет процессом мышления (например, без затруднений отвлекается от «напрашивающихся» вариантов, легко выполняет мысленные эксперименты и т. д.). |
Таковы некоторые черты аризного мышления. Конечно, порознь они встречаются и у обычного изобретателя. Но приобретаются они поздно - теряется лучшее для творчества время, а главное - сила этих качеств в ансамбле намного больше, чем порознь».
Альтшуллеp Г.С., Алгоритм изобретения, М., «Московский рабочий» 1973 г., с. 281-284.
К сожалению, и в печатных источниках и в Internet можно встретить публикации, в которых используется термин «ТРИЗ», но содержание которых не имеет никакого отношения к взглядам первого разработчика.