Начиная с 20-х годов XX-го века, разные авторы, работающие в области социальной психологии, педагогики, психологии творчества неоднократно обнаруживали в своих экспериментах, что выбор человеком задачи определенной трудности зависит от его успеха или неудачи в решении предыдущих задач.
Так, успех обычно способствует выбору более трудных задач; неудача - наоборот, более лёгких.
«Выяснилось также, что среди испытуемых существуют лица, которые в случае возникновения риска озабочены не тем, чтобы добиться успеха, а тем, чтобы избежать неудачи. Если им приходится осуществлять выбор между задачами различной степени трудности, они выбирают либо самые легкие задачи, либо самые трудные. Первые - потому, что убеждены в успехе (элемент риска минимален); вторые - потому, что неудача в этом случае будет оправдана исключительной трудностью задачи (при этом самолюбие не окажется уязвленным)».
Степанов С.С., Популярная психологическая энциклопедия, М., «Эксмо», 2005 г., с. 619-620.