«Детей надо заклясть!»
Марина Цветаева, поэт
Марина Цветаева, поэт
Название феномену дал профессор Гарвардского университета Роберт Розенталь, который провел интеллектуальное тестирование школьников и объявил их учителям, что выявил особо одаренных. Он назвал учителям имена «одаренных» учеников, которые на самом деле были выбраны случайным образом... В конце учебного года исследователь вновь провел тестирование и проверил результаты всех учеников. Выяснилось, что достижения тех, кого введенные в заблуждение учителя считали одаренными, заметно превосходили результаты «обычных» учеников.
Суть феномена заключается в том, что людям свойственно достигать тех высот, которых от них ждут окружающие (и, тем самым, внушают это).
Описанный феномен был назван в честь героя легенды царя Кипра Пигмалиона, который принес жертвы и упросил богов оживить статую прекрасной Галатеи...
«В отличие от атмосферы оптимизма и больших ожиданий — а именно это создает «эффект Пигмалиона» — «установка на провал» может возникнуть совершенно непреднамеренно [...] Подобный синдром может возникнуть, когда менеджер по личным причинам упускает возможность получить информацию из первых рук. Это ведет, конечно, к ужесточению контроля и надзора за подчиненными. У работников начинает складываться впечатление, что начальник недостаточно им доверяет, не верит в них. В итоге, из-за недоверия со стороны руководства сотрудники перестают действовать с полной отдачей, самостоятельно принимать решения, брать на себя инициативу. Это, естественно, подкрепляет первоначальное мнение менеджера, что подчиненные — малоэффективные работники, что еще больше усугубляет проблему. Ожидание лучшего или худшего определенным образом воздействует на эффективность работников. Но только ожидание лучшего оказывает позитивное влияние на их действия и самооценку. И только ожидание лучшего может воодушевлять сердце».
Д. Кузес, Б. Познер, Воодушевление сердца: как вознаграждать других и признавать их заслуги, Минск, «Поппурри», 2005 г., с. 92-93.