Явление моды, связанное с созданием различных временных малых групп, участники которых при содействии ведущего (в частном случае – психотерапевта или тренера) используют различные групповые формы психологического воздействия, получают своеобразный опыт интенсивного общения – см.: Изменение поведения человека в составе группы.
«Интерес психотерапевтов к работе с группами усилился в 1950—1960-е гг., когда возросли симпатии к антиавторитарной контркультуре, в центре которой оказалось свободное самовыражение и самораскрытие. Однако психотерапевтами недостаточно используется и не до конца оценен опыт изучения групповой динамики академическими психологами и социологами.
Адепты групповой динамики признают авторитет Курта Левина в истории развития психокоррекционных групп и считают его «теорию поля» сердцевиной теории групп. Они уверены, что «обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем каждого из них в отдельности».
Вторым источником группового движения являются группы встреч, созданные Карлом Роджерсом, в работе которых упор делался на развитие личности, совершенствование общения. По мнению К. Роджерса, организованные группы интенсивного опыта — одно из самых быстро распространяющихся явлений XX века и, возможно, одно из самых значимых [...]. Групповое движение развивалось и проникло в самые разнообразные организации. Группы существуют на промышленных предприятиях и при университетах, в религиозных общинах и государственных учреждениях, в учебных заведениях и тюрьмах. Созданы группы глав крупных корпораций и несовершеннолетних преступников, студентов колледжей и их преподавателей, консультантов и психотерапевтов, исключенных из школ учеников, супружеских пар, семейные группы (включающие родителей с детьми), группы хронических наркоманов, заключенных, медсестер, воспитателей, учителей, директоров школ, руководителей предприятий [...]. Карл Роджерс считал, что огромный интерес к групповому движению и его популярность связаны с растущей дегуманизацией культуры, когда о человеке как о личности речь не идет — важно лишь его общественное и материальное положение, и с ростом благосостояния, позволяющим индивиду заняться своими психологическими проблемами. Существует психологический «голод» — по теплым, тесным и искренним взаимоотношениям, при которых можно выражать непосредственные переживания и эмоции, не подавляя и не «обрабатывая» их; делиться радостями и печалями, пробовать новые формы поведения. Когда участников принимают такими, какие они есть, появляется возможность развития.
С философской точки зрения групповое движение близко экзистенциализму, поскольку подчеркивает сиюминутное проявление человеческих чувств и умение дорожить сегодняшним днем. Социальные функции группового движения — переустройство общества, использование его в качестве инструмента социальных изменений.
[...] Для тех, кто сам не участвовал в работе групп тренинга, волнения и споры, вызываемые Г. Д., могут показаться чем-то загадочным. Члены группы на вопрос о своих ощущениях отвечают примерно так: «Группа действительно дает результат, но какой — точно объяснить не могу. Каждый должен выяснить это для себя сам».
Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского, СПб, «Питер», 2006 г., с. 120-121, 122.