Новости для интеллектуалов

Новости креативного класса

Каталог компаний

Выбрать тренинг

Летнее чтение:

Добавить в Каталог

Статьи

Форумы

Публикация месяца

TreKo.Ru Консалтинг и тренинги

Рейтинг@Mail.ru




Оперантное обусловливание / научение


Синонимы: Operant conditioning; Инструментальное обусловливание; Инструментальное научение

Понятие связано с именами американских исследователей: Эдуарда Торндайка [1874-1949] и Берреса Фредерика Скиннера [1904-1990].

В отличие от принципа классического обусловливания по И.П. Павлову [1849-1936]: Стимул —> Реакция, они разработали принцип оперантного обусловливания: Реакция —> Стимул, согласно которому, поведение контролируется его результатами и последствиями. Исходя из этой формулы, один из возможных путей воздействия на человека - влияние на его результаты, или: подкрепляется то спонтанное поведение, которое признается желательным.

Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского, СПб, «Питер», 2006 г., с. 418-419.

Вот как об этих эффектах рассказывают современные специалисты из Великобритании:

«В этой модели главное внимание уделяется последствиям поведения, то есть результатам, к которым приводят определенные виды поведения, а не его предпосылкам. Указанная модель признает активную роль обучающегося в процессе обучения, связанную с его существованием в определенной среде.

Поведение нельзя рассматривать как простое следствие влияния тех или иных раздражителей. Наоборот, оно отражает собственную мотивацию индивида и внешние влияния на его мировосприятие. Оперантное научение можно представить как процесс обучения, основанный на связи: раздражитель --> реакция --> подкрепление, в рамках которой поведение формируется и поддерживается в силу тех или иных его последствий.

Если обучение людей основывается на модели оперантного научения, то его успех или неудачу можно связать со способом закрепления поведенческих рефлексов. Б.Ф. Скиннер определил три таких способа закрепления:

1. Позитивное подкрепление повышает вероятность повторения реакции (поведения) после предъявления приятного стимула. Например, моральное (похвала) или материальное (премия, продвижение по службе) вознаграждение.

2. Негативное подкрепление вырабатывает поведение, приводящее к устранению или избежанию неприятного стимула. Например, устранение угрозы или опасности неудачи может способствовать созданию ситуации, в которой обучающиеся готовы идти на риск и делать ошибки для углубленного усвоения материала.

3. Наказание уменьшает вероятность повторения нежелательного поведения. Например, угроза применения наказания может оказывать сдерживающее влияние и подавлять отдельные виды поведения, отрицательно влияющие на процесс обучения.

В работе Б.Ф. Скиннер отмечается, что закрепление желаемого поведения является более действенным фактором, чем наказание за нежелательные действия. Это связано с двумя причинами.

- Люди эмоционально реагируют на наказание, а его применение часто блокирует возможности для дальнейшего обучения.

- Наказание определяет нежелательные действия, однако не очерчивает сферу желаемого поведения.

Отсюда следует практический вывод: если вы хотите обучать людей, используя модель оперантного научения, обратите внимание на поощрение желаемого поведения».

Д. Джой-Меттьюз, Д. Меггинсон, М. Сюрте, Развитие человеческих ресурсов М., "Эксмо", 2006 г., с. 151-152.
См. также:

Мы Вконтакте:
вступайте!

Мы в ФБ:
вступайте!

Мы в Твиттере
Добавляйтесь!


Видеолекции И.Л. Викентьева о принятии творческих решений

Электронный словарь тренера и консультанта

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я 
A-Z 

Поиск по всему тексту статей:



Благодарим Вас за пользование Словарем!

Вы можете поддержать "Словарь тренеров и консультантов", разместив на Вашем сайте:

вот такой баннер:

Словарь тренера и консультанта

или форму для поиска в Словаре TREKO.RU:

Подробности »

Введение
Статьи
Цитаты
Коллекции
На главную

Любое использование текстов и дизайна может осуществляться лишь с разрешения Редактора портала.
Основание: "Закон об авторском праве и смежных правах" PФ, Гражданский кодекс РФ и международные нормы.

Для Пользователей: направляя нам электронное письмо и/или заполняя любую регистрационную форму на сайте,
Вы подтверждаете факт ознакомления и безоговорочного согласия с принятой у нас Политикой конфиденциальности.


English
Deutsch
Russian